Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

Облачные технологии: время идет, вопросов меньше не становится

Мы постоянно говорим о развитии облачных технологий. Gartner оценивает мировой облачный рынок более чем в $200 млрд (из них традиционные 2% принадлежат России), IDC пророчит на ближайшее будущее рост глобальных трат на публичные сервисы на 20% ежегодно – вшестеро быстрее всего ИТ-рынка. Но что реально стоит за этими словами, что о них говорят не только поставщики услуг, но и клиенты? CNews Conferences и CNews Analytics предоставили возможность им встретиться и высказаться в ходе конференции «Рынок облаков в России».

Во время конференции ее участники обсудили многие волнующие их проблемы. Одной из них стала тема ответственности облачного провайдера за нарушение SLA. Сегодня, даже если в договоре есть пункт о финансовой ответственности, поставщик услуг только компенсирует клиенту стоимость подписки на свои сервисы: чем дольше простой, тем выше размер возвращаемой суммы. Но это не сравнить с подчас огромными финансовыми и репутационными потерями самих клиентов. Естественно, в таких случаях они требуют «крови», получая в ответ гроши.

Есть ли универсальное решение? Участники дискуссии пришли к мнению, что пока оно не придумано. Ситуацию могло бы спасти страхование рисков использования облачных услуг, но пока не существует методики из оценки, и страховые компании за эту работу не берутся. В конце концов, если кому-то не подходит SaaS, он может заказать IaaS с репликацией сразу у нескольких провайдеров для обеспечения надежности, и разворачивать сервисы самостоятельно.

Еще один вопрос – когда облака станут средством производства, а не местом размещения инфраструктуры. По мнению участников конференции, это произойдет только после того, как сервис-провайдеры будут предоставлять не просто облачные ERP или офисные пакеты, а готовые средства для улучшения бизнес процессов заказчика. Облако должно менять работу бизнеса, и такие примеры есть – о них на собственном примере рассказывали докладчики. Но есть проблема: автоматизировать и создавать в облаке провайдеры могут только стандартизированные процессы, потому что они не в состоянии разработать уникальные бизнес-процессы заказчика. Но провайдеры все равно должны проявлять больше инициативы на этом направлении, потому что заказчики часто даже не догадываются обо всех их возможностях.

«Облако изменило наш бизнес»

Могут ли облака изменить не только бизнес-процессы, но и саму модель бизнеса? Несомненно, считает ИТ-директор российского подразделения международной компании АВВ Владимир Шевченко. До 2013 года АВВ жила в парадигме жесткого контроля собственных информационных ресурсов, использую только частные облака. Затем была принята новая стратегия типа Cloud First, направленная на быструю реакцию ИТ на изменения в бизнесе, мобильность, сокращение операционных затрат, интеграцию новых бизнесов, внимание к UX, BYOD и другие полезные тренды. В результате коренные изменения наступили не только в ИТ-инфраструктуре, но и в самой компании.

Некоторые облачные решения в АВВ

Источник: АВВ, 2017

«В России у нас 28 офисов и 7 промплощадок, – говорит Владимир Шевченко. – Мы перешли на использование гибридных облаков, решений Office 365, Salesforce.com, Skype for Business и другие. Эффект получился не только экономический. Мы увидели, что облачная мобильность обладает более широкими возможностями, чем простая организация канала VPN на ноутбуке. Один из наших топ-менеджеров проводил срочную ревизию договора прямо со своего айфона, стоя в очереди на посадку в аэропорту Цюриха. Наш контакт-центр теперь гибко регулирует численность операторов, подключая им рабочие места прямо на дому. А в здании у нас рабочих мест меньше, чем число сотрудников, потому что некоторая часть перестала ходить в офис, участвуя в группах удаленно. Это необычно для АВВ, но это работает».

ИТ-гиганты приходят с новыми сервисами

Oracle развивает продажи и планирует запустить первые российские проекты Oracle Cloud Machine – услуги, благодаря которой снимается ряд регуляторных ограничений, не позволявших бизнесу использовать публичные облака. Об этом на конференции сообщил вице-президент Oracle в России по технологическому бизнесу Павел Захаров.

Облачный сервис Oracle Cloud Machine позволяет клиентам разместить свои данные на облачной платформе вендора внутри собственного ЦОДа. По сути, это сервисы «инфраструктура как услуга» (IaaS) и «платформа как услуга» (PaaS), благодаря которым заказчики могут «прописать» публичное облако Oracle в своих ЦОДах на территории нашей страны — посредством аренды программно-аппаратных комплексов. Такое вынесение части операторского облака внутрь периметра заказчика позволяет соответствовать требованиям законодательства, в частности, относительно персональных данных граждан, коммерческой тайны и секретной информации. По словам Павла Захарова, «в нашей стране есть огромный интерес и первые заказчики этой услуги», поскольку Oracle Cloud Machine дает каждому заказчику возможность открыть свой ЦОД с Oracle.

От частного к общему

В целом участники конференции отмечали растущий интерес клиентов к облачным технологиям. Благодаря этому, в частности, примерно за два года мощности облачной платформы «Ростелекома» увеличились вдвое. «Наша платформа была запущена в 2011 году как небольшое решение для обеспечения внутренних сервисов, затем мы стали предлагать ее клиентам, – рассказал эксперт Центра компетенций облачных решений МРФ «Центр» «Ростелекома» Эдуард Горбунов. – В 2015 году это уже было крупное решение, состоящее из 20 тысяч вычислительных ядер. Благодаря развитию сервисов на базе этой платформы мы к концу 2016 года увеличили ее до более чем 40 тысяч ядер, размещенных на четырех площадках, которые обслуживают более 400 клиентов».

Также в облаке «Ростелекома» были внедрены инфраструктурные решения на SDN, но эту новую для отечественного рынка технологию еще предстоит обкатывать: «На бумаге все было отлично, но, как только «приземлили» первых клиентов, кое-где появились вопросы – сейчас мы их решаем. Впрочем, эта технология перспективная, и с помощью SDN мы запустим второй этап развития наших сервисов». 

Вендорам никогда не надоедает говорить про облака. Их можно понять: это, с одной стороны, достаточно старая, изученная вдоль и поперек парадигма, с другой – большой и емкий рынок, далекий от насыщения. Неудивительно, что в направлении оказания облачных услуг идет каждый второй интегратор и телеком-провайдер, год за годом включая облака в свои ИТ- и бизнес-стратегии. Компания IBS DataFort развивает эти технологии с 2001 года, то есть является одним из старейших поставщиков облачных услуг в России, и у него, естественно, есть свой взгляд на них. Руководитель направления технического развития Андрей Краснов обратил внимание участников на актуальные направления, которые выделила его компания внутри обширной «облачной» темы. Это развитие технологий хранения данных, катастрофоустойчивости, тестирования и разработки, а также решений для СМБ. Говоря об услугах предоставления сред для тестирования и разработки, он отметил их как одно из самых востребованных направлений: «Клиенты приходят уже с формализованными требованиями, но у них не определен бюджет тестирования, и вообще непонятно, «выстрелит» проект или нет. При этом им нужно развернуть тестовое решение срочно, буквально в день обращения. Благодаря возможностям облаков мы быстро предоставляем им среду, они проверяют свои решения столько времени, сколько им нужно. В любой момент они могут свернуть проект и оплатить только то, чем воспользовались по факту». 

Используй стандартные решения

Провайдер услуг может разрабатывать собственные сервисы, а может использовать для этого готовые промышленные решения. Компания LanCloud решила идти по второму пути, сосредоточившись на классических сервисах – в основном от Microsoft. Расчет на востребованность стандартных решений Cloud Server, Cloud Exchange, Cloud Skype4B, Office 365 и других полностью оправдался: 5 лет после старта бизнес растет практически на 100% в год, по словам директора по развитию облачных сервисов Сергея Ерина. «Основная идея заключалась в том, что решения Microsoft используют почти все, – говорит он. – Но у Microsoft нет полного спектра специфических услуг, необходимых российским клиентам. Например, они не предоставляют услуги в дата-центрах на территории России, следовательно, клиенты вынуждены искать выход, как соблюсти требования закона «О персональных данных». А мы развернули сервисы в нашей стране на своих серверах, и можем предоставлять ресурсы для обработки и хранения персданных». В качестве примера он также привел возможность подключения российских телефонных номеров в Office 365. В результате тот же Skype заменяет всю телефонию заказчика – офисная АТС больше не нужна.

Набор сервисов, необходимый бизнесу

Источник: Lancloud, 2017

«Дайте, и быстро»

Проблемы с инфраструктурой – вот что часто становится причиной перехода компании на облачные решения, будь это частные, гибридные или публичные облака. Несколько лет назад бизнес логистической компании Pony Express переживал бурный рост. Соответственно, от ИТ-службы требовалось быстро, очень быстро и еще быстрее запускать новые продукты, постоянно быть готовой к интеграции с ресурсами клиентов, а также поддерживать все возрастающие объемы данных. Зарубежные клиенты требовали аудита ИТ-инфраструктуры компании. «Наша команда все время слышала одно слово: дайте, – рассказал CIO компании Илья Арсентьев. – Дайте новые серверы, больше места на дисках, «песочницы» для интеграции, и дайте это срочно». 

В 2016 году ИТ-команда оценила имеющиеся ресурсы. Они базировались на физических серверах в одном машинном зале без территориального резервирования. Каждый регион «жил» на собственном сервере с копией основной ERP-системы, отдельным почтовым доменом и собственной Active Directory. Большую часть времени и ресурсов «съедала» поддержка имеющегося хозяйства, на инвестиции средств почти не оставалось. Да и сетевая инфраструктура тоже была на пределе возможностей – недавно в компании нашли свитч, который проработал 15 лет. Модернизировать это было нецелесообразно, требовался новый дизайн. Логичным и оптимальным выходом стали облака в их гибридной инкарнации. Они помогли решить как серверную, так и пользовательскую части задачи всего за 4 месяца активной фазы проекта. «Говорят, что перейти на облачную инфраструктуру просто. Это не просто – проект был сложным, с большим количеством деталей и повышенным вниманием к унаследованным системам. Но дело того стоило», – резюмировал Илья Арсентьев.

Современные технологии ускоряют процессы в десятки раз. Скорости, которую предоставляют облака банкам, посвятил значительную часть своего выступления начальник управления производительности «Альфа-банка» Антон Исанин. «Мы не представляем себе жизни без облаков, – говорит он. – У «Альфа-банка» 4000 серверов, которые обеспечивают обслуживание 13 млн физлиц и сотен тысяч организаций. Это огромное хозяйство, которое без облачных технологий работает крайне медленно. Раньше прохождение бизнес-процесса выделения сервера для бизнес-задач занимало 1440 минут – 3 рабочих дня требовались, чтобы заявка была заведена, согласована, прошла экспертизу, по ней выделили сервер и провели регламентные процедуры. Сейчас, при использовании облачных сервисов, эта же самая процедура занимает 15 минут». 

Облака: какие бывают и зачем нужны

Источник: Альфа-Банк, 2017

Антон Исанин убежден, что умение использовать облачные технологии напрямую влияет на конкурентоспособность банков. А переход к использованию облачных технологий должен сопровождаться культурными изменениями в компании, в противном случае будет обратный эффект, потому что люди переживают «культурный шок» от ускорения процессов на порядки. Кроме того, докладчик сообщил, что «Альфа-банк», возможно, в скором времени станет поставщиком SaaS, после того, как опубликует API и начнет предоставлять сервисы клиентам. 

DIY Cloud

Не всем нужны публичные облака. Есть немало примеров, когда более оптимальным, а то и единственным вариантом становится частное облако. По этому пути пошла ТГК-1 – крупнейшая генерирующая компания Северо-Запада России. Для нее, как и для многих промышленных предприятий, информационные технологии стали бизнес-критичными. Об опыте построения собственного облака рассказал руководитель ИТ в филиале «Невский» Алексей Малафеев. «В 2008 году возникла необходимость переехать из центра Петербурга, соответственно, нужно было строить новый современный дата-центр. Для этого у нас были все предпосылки, в том числе собственные каналы связи между объектами». Компания решила строить распределенный ЦОД на двух площадках, со сверхплотным размещением оборудования и постоянным использованием всех вычислительных ресурсов. 

Для обеспечения катастрофоустойчивости ЦОДы были построены на расстоянии 50 км один от другого. Все СХД, серверы, сети передачи данных, маршрутизаторы и межсетевые экраны решили виртуализировать. «Выводы таковы, что разнести два дата-центра на такое расстояние вполне реально. Виртуальные машины самостоятельно мигрируют между ЦОДами, при этом задержки не превышают 1 мс. Для обычной нагрузки оказалось вполне достаточно два линка 8Gb SAN и два линка 10Gb LAN. Благодаря выбранной конфигурации и использованию full-flash массивов полный бэкап ЦОДа занимает одну ночь, а инкрементальный – несколько часов. И весь ЦОД можно разместить в «одном файле» вместе со всем виртуализированным оборудованием, – поделился опытом Алексей Малафеев. – За пять лет компания не увеличивала число занимаемых юнитов, несмотря на многократный рост производительности и емкости СХД».

Михаил Воронков: Растущая зрелость клиентов помогает нам развивать облачные сервисы

О том, как облачные технологии уже изменили возможности бизнеса, чего стоит ждать в ближайшем будущем, и как решать возникающие споры, рассказывает Михаил Воронков, руководитель отдела продуктов и маркетинга IBS DataFort

CNews: Изменились ли требования клиентов к облачным сервисам за последние годы? Что сейчас для них главное?

Михаил Воронков: Мы с большой радостью замечаем, что требования, которые компании предъявляют к сервис провайдерам, стали более осознанными и, следовательно, обоснованными. За последние три года многие клиенты успели воспользоваться самыми разнообразными облачными сервисами. Кому-то повезло сразу, и этот опыт был успешен, кто-то сталкивался с проблемами и учился общению с провайдерами на них. Тем не менее, это повлияло на качество требований клиентов и ожидаемых решений. Помимо стоимости, стало глубже понимание вопросов SLA в части надежности и производительности. Наши клиенты стали более взвешенно оценивать сервисы и задавать профессиональные вопросы.

Читать далее

Андрей Шарак: Российские облака избавляются от мифов

Российские компании активно «мигрируют» в облака и избавляются от вредных мифов, сложившихся вокруг облачных технологий, считает Андрей Шарак, заместитель генерального директора SAP СНГ.

CNews: Как вы оцениваете уровень зрелости российских заказчиков облачных услуг, их готовность к восприятию облачных технологий?

Андрей Шарак: Согласно исследованию, которое мы недавно провели совместно с Forrester Russia, российский бизнес готов к восприятию облачных технологий. От маркетингового, ознакомительного этапа российские компании перешли в стадию активного интереса. По данным опроса, 68,6% крупного бизнеса, 56,8% среднего и 59,7% малого бизнеса потенциально готовы использовать приложения для совместной работы по облачной модели. То есть больше половины российских компаний склоняются к использованию облака для оптимизации своих бизнес-процессов: управления персоналом, закупочной деятельности, планирования, продаж, документооборота, финансов и т.д.

Особенно важно отметить, что на российском рынке появились отрасли-флагманы по использованию облачных технологий. По сравнению с двумя годами ранее, индустрии, которые наиболее активно стали мигрировать в облака и увеличили долю пользователей в 2 раза – это предприятия оптовой и розничной торговли, бытовых услуг (с 10,4% до 20,7%), пищевая отрасль (с 11,1% до 24,5%), транспортные и логистические компании – (с 12,3% до 29,6%).

Читать далее


Презентации участников конференции

Презентация Кураш Антон, Руководитель направления по работе с государственным сектором, CNews (Холдинг РБК)
Основные тенденции развития облачных сервисов
Презентация Горбунов Эдуард, Эксперт Центра компетенций облачных решений МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком»
Клиентский опыт – драйвер развития облачных технологий
Презентация Захаров Павел, Вице-президент по технологическому консалтингу, Oracle
Шерышов Сергей, Директор по развитию бизнеса в регионах, направление Oracle и инфраструктура, COMPAREX
Oracle IaaS, как основа Digital-трансформации современной компании
Презентация Краснов Андрей, Руководитель направления технического развития, IBS DataFort
Профессиональные сервисы IBS DataFort для корпоративных заказчиков
Презентация Ерин Сергей, Директор по развитию облачных сервисов LanCloud
SaaS-сервисы Microsoft из российского ЦОД
Презентация Арсентьев Илья, Директор по информационным технологиям, PONY EXPRESS
Как обогнать растущий бизнес. История одной IT-эволюции
Презентация Малафеев Алексей, Директор Предприятия Средств Диспетчерского и Технологического управления и Информационных Технологий филиала «Невский» ПАО « ТГК-1»
Виртуализация распределенного дата-центра: предпосылки, ход проекта, бизнес-результаты
Презентация Шевченко Владимир, ИТ-директор Группы ABB
Как облака меняют компанию
Презентация Исанин Антон, Начальник Управления производительности, Дирекция архитектуры и стратегии Альфа-Банка
Облачные сервисы в современном банке: смена модели потребления и удовлетворенность заказчика
Презентация Скачать архив целиком


Михаил Воронков: Растущая зрелость клиентов помогает нам развивать облачные сервисы

О том, как облачные технологии уже изменили возможности бизнеса, чего стоит ждать в ближайшем будущем, и как решать возникающие споры, рассказывает Михаил Воронков, руководитель отдела продуктов и маркетинга IBS DataFort

CNews: Изменились ли требования клиентов к облачным сервисам за последние годы? Что сейчас для них главное?

Михаил Воронков: Мы с большой радостью замечаем, что требования, которые компании предъявляют к сервис провайдерам, стали более осознанными и, следовательно, обоснованными. За последние три года многие клиенты успели воспользоваться самыми разнообразными облачными сервисами. Кому-то повезло сразу, и этот опыт был успешен, кто-то сталкивался с проблемами и учился общению с провайдерами на них. Тем не менее, это повлияло на качество требований клиентов и ожидаемых решений. Помимо стоимости, стало глубже понимание вопросов SLA в части надежности и производительности. Наши клиенты стали более взвешенно оценивать сервисы и задавать профессиональные вопросы.

Почему мы так радуемся этому? Мы чувствуем причастность к происходящим изменениям. IBS DataFort проводит планомерную работу с клиентами в части продвижения профессиональных облачных сервисов, обращая внимание на технические параметры качества сервисов, проводим бизнес-завтраки и устраиваем обучающие презентации совместно с нашими партнерами.

Общение с клиентами приобретает качественно новый уровень. Нам это очень нравится! Круглый стол конференции «Рынок облаков» СNews, вызвавший большой интерес и отклик участников, яркий тому пример.

CNews: Как можно решить проблему, когда финансовая ответственность провайдера по SLA не покрывает ущерб клиента в результате сбоя сервиса или подобных событий?

Михаил Воронков: ИТ-компании редко соглашаются компенсировать 100% ущерба бизнеса даже на развитых рынках, таких, как американский. И только с привлечение профессиональных страховщиков рисков, стоимость услуг которых также учитывается в контракте. Попробуйте найти гарантию покрытия 100% ущерба в офертах ведущих публичных провайдеров Azure, AWS…

Но данная ситуация существует не только в ИТ. Можно провести параллели с банковской сферой, когда банки также в ограниченном объеме отвечают за деньги вкладчиков и то, скорее потому, что отрасль жестко регулируется государством.

Те, кто взвешенно подходит к подготовке документов, понимают, что заявляемый провайдером уровень SLA, должен размером штрафов или компенсаций стимулировать провайдера на предоставление качественного сервиса. Мало – плохо, так как нет стимула бороться за качество. Много – тоже не очень хорошо, так как в конечном итоге ложится в счет клиента. Еще, на что мы порекомендовали бы обратить внимание – составление договора, который помимо декларации размера компенсации предоставляет заказчику прозрачные механизмы по привлечение поставщика к ответственности за срыв тех или иных обязательств, прописанных в SLA.

CNews: На каких видах облачных услуг вы сконцентрируете свои усилия в ближайшее время?

Михаил Воронков: IBS DataFort продолжит углублять компетенции в базовых услугах по предоставлению ресурсов. Из сопутствующих сервисов мы ожидаем бурное развитие услуг по резервному копированию, объектному хранению данных и предоставлению баз данных как сервисов. Отдельная линейка продуктов, которую мы плотно продвигаем с начала 2017 года, - это организация DR-площадок в рамках комплекса готовых решение по поддержанию непрерывности бизнеса в условиях существующих требований Банка России №4191-У от 14.11.2016 к страховым компаниям.

CNews: Вы предлагаете, в частности, облачные услуги для малого и среднего бизнеса, при этом СМБ в России еще не очень активно их использует и приносит мало денег. За счет чего вы будете развивать свой бизнес в этом сегменте?

Михаил Воронков: Если быть более точными, наша аудитория – это сектор enterprise, разные его сегменты, в том числе те компании, которые принято относить к среднему бизнесу. Именно с этими компаниями мы работаем напрямую и получаем основной доход. Так, к нам приходят запросы от представителей среднего бизнеса, которые уже активно использует облачные сервисы. Именно в данном сегменте мы видим драйвер роста рынка IaaS, который представлен в аналитических отчетах CNews.

Что касается малого бизнеса, то взаимодействие с ними происходит через наших партнеров. Малые компании нуждаются в сервисах SaaS, и подобные технологические партнерства эти запросы полностью удовлетворяют. Кстати, совсем скоро на нашем сайте появится несколько анонсов по данной теме.

Андрей Шарак: Российские облака избавляются от мифов

Российские компании активно «мигрируют» в облака и избавляются от вредных мифов, сложившихся вокруг облачных технологий, считает Андрей Шарак, заместитель генерального директора SAP СНГ.

CNews: Как вы оцениваете уровень зрелости российских заказчиков облачных услуг, их готовность к восприятию облачных технологий?

Андрей Шарак: Согласно исследованию, которое мы недавно провели совместно с Forrester Russia, российский бизнес готов к восприятию облачных технологий. От маркетингового, ознакомительного этапа российские компании перешли в стадию активного интереса. По данным опроса, 68,6% крупного бизнеса, 56,8% среднего и 59,7% малого бизнеса потенциально готовы использовать приложения для совместной работы по облачной модели. То есть больше половины российских компаний склоняются к использованию облака для оптимизации своих бизнес-процессов: управления персоналом, закупочной деятельности, планирования, продаж, документооборота, финансов и т.д.

Особенно важно отметить, что на российском рынке появились отрасли-флагманы по использованию облачных технологий. По сравнению с двумя годами ранее, индустрии, которые наиболее активно стали мигрировать в облака и увеличили долю пользователей в 2 раза – это предприятия оптовой и розничной торговли, бытовых услуг (с 10,4% до 20,7%), пищевая отрасль (с 11,1% до 24,5%), транспортные и логистические компании – (с 12,3% до 29,6%).

CNews: Вокруг облаков до сих пор существуют мифы в среде заказчиков. Какие наиболее «вредные» мифы сохраняются в России? Какие на сегодня вы считаете развенчанными?

Андрей Шарак: На наш взгляд, некоторые мифы еще сохраняются среди заказчиков и потенциальных пользователей облачных услуг: облако небезопасно из-за хранения информации на внешних серверах, нет гарантии бесперебойного доступа к системам и любое облачное решение требует доработки под конкретного заказчика.

При этом очень хорошо, что другие мифы все же ушли из умов российских заказчиков – что облака подходят только для среднего и малого бизнеса, облака сложны и непонятны в использовании.

CNews: Какие облачные решения более всего актуальны для SAP в России?

Андрей Шарак: В России у нас представлены облачные решения для абсолютно любых бизнес-задач: SAP SuccessFactors для работы с персоналом, SAP Ariba для закупочной деятельности, SAP Hybris Cloud for Customer для Ecommerce-торговли и всего, что с этим связано: маркетинга, продаж, обслуживания клиентов и социального взаимодействия. Кроме этого, актуальными решениями для России являются SAP HANA Enterprise Cloud – частная управляемая облачная среда и SAP IBP для интегрированного бизнес-планирования, который мы недавно перенести в локальный дата-центр.

CNews: Готовитесь ли вы представить облачные новинки в 2017 году в России? Что это будет?

Андрей Шарак: Мы постоянно работаем над тем, чтобы как можно больше наших облачных решений было размещено в российском дата-центре. Многие клиенты выбирают решения SAP, потому что им важно, что их данные хранятся на территории РФ. И мы стремимся, чтобы нашим заказчикам было максимально комфортно и легко пользоваться облачными приложениями. До конца этого года мы планируем перенести в Россию некоторые наши облачные продукты из области маркетинга, интернет торговли, CRM, а также нашу платформу для разработки облачных приложений.

Материалы
Все материалы