Банки начинают конкуренцию с сотовыми операторами, соцсетями и «уберами»

Если банки не хотят упустить свое будущее, они должны перестать быть простыми «денежными мешками» и распределителями кредитов. Финансистам придется войти и как следует закрепиться на территории сотовых операторов, социальных медиа и сервисных компаний, считают участники секции «Банки» прошедшего 9 ноября юбилейного CNews Forum 2017, организованного CNews Conferences и CNews Analytics

страницы:

Елена Силкина: Каждый проект внедрения BPM индивидуален

О том, что дает компании BPM и как правильно организовать внедрение процессного управления, участникам CNews Forum 2017 рассказала Елена Силкина, партнер, директор BPM-практики Next Consulting.

CNews: Как вы оцениваете интерес российских банков к использованию BPM?

Елена Силкина: Банковский сектор – это высококонкурентный рынок, где большое значение имеет скорость принятия решений (например, скорость рассмотрения заявки на кредит), постоянно требуется ввод новых услуг (например, управление капиталом) и технологий (например, блокчейн), не прекращается спрос на оптимизацию ИТ-ландшафта и сокращение издержек (например, с помощью замены ручного труда роботами), усиливается надзор регулятора. Чтобы преуспеть по всем направлениям, требуется четкое понимание архитектуры бизнеса и взвешенность каждого шага. Ровно с этих задач и стоит начать внедрение процессного подхода в компании. Поэтому при реализации проектов Next Consulting всегда ориентируется именно на цели бизнеса.

С точки зрения BPM, банки не сильно отличаются от других компаний. Все компании испытывают потребность в систематизации деятельности, прозрачности бизнес-процессов, обоснованном внедрении новых ИТ-решений. Есть ряд направлений, на которые банки делают больший упор. Например, безопасность, что безусловно оправдано спецификой бизнеса. Это касается всего – от внедрения BPMS в защищенном контуре и моделирования процессов ИБ до проектирования архитектуры безопасности, контроля и оценки рисков. Другой важный момент – эффективность бизнес-процессов, которая может выражаться в автоматизации мониторинга исполнения или, например, проведении анализа процессов. С точки зрения анализа стоит выделить имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ, целью которых является расчет реальной стоимости процессов и обоснование принятия оптимизационных решений.

CNews: Какие сложности возникают при внедрении процессного управления?

Елена Силкина: Есть ряд распространенных проблем, с которыми обращаются в Next Consulting или лично ко мне. Если идти по хронологии внедрения процессного управления, то одной из первых задач является обоснование внедрения процессного управления и защита проекта перед советом директоров. Бизнес часто не понимает, а потому и не поддерживает тему BPM, поэтому в Next Consulting есть авторские методики и однодневные тренинги для топ-менеджмента. Мы делимся опытом, сопровождаем при защите проектов, готовим материалы и обоснование инвестиций, формируем понимание, какие вопросы сейчас актуальны для акционеров, в чем их «бизнес-боль» и как ее решить.

Далее, безусловно, крайне важный момент – это разработка методологии для конкретной компании. Конечно есть стандартные подходы, которые можно использовать, есть программное обеспечение, которое не оставляет выбор компании. Но если мы говорим про проект не ради проекта, а ради повышения эффективности - в этом случае стоит подойти к вопросу основательно. Мы расписываем всю цепочку построения архитектуры предприятия: описание бизнес-процессов, их связка с рисками, контрольными процедурами, нормативной документацией, информационными системами, организационными единицами, со стратегией, позиционированием на рынке, с деревом целей группы на основе разработанных КПЭ, мотивационной схемой и т.д. В этих вопросах на начальном этапе лучше обратиться к профессионалам.

CNews: Как добиться максимального эффекта от внедрения BPM?

Елена Силкина: Для этого необходимо правильно выбрать решения, методологию, кадры, построить бизнес-процессы управления процессной деятельности внутри компании, регламентировать их. Внедрение BPM проходит в несколько этапов, каждый из них повышает общую зрелость компании в процессном управлении. Нет универсального решения. Для компаний разных сфер деятельности, разных этапов зрелости в Next Consulting есть индивидуальные решения, наработанные лучшие практики, но все равно каждый проект индивидуален.

С моей точки зрения, существенный прорыв в BPM наступает после внедрения концепции непрерывного совершенствования бизнес-процессов и привлечения для этого самого мощного инструмента в компании – совокупной экспертизы всех сотрудников. Под этим я понимаю вовлечение всех участников процессов в их оптимизацию. А для этого необходимо построить архитектуру, создать портал банка идей, ввести соответствующие регламенты и проработать мотивационную программу. Но механизм заработает в полную силу, только когда компания разберется с массой проблемных зон, например, регламентацией процессов внедрения изменений и принятия решений. И тут я вернусь, пожалуй, к главному совету – найдите надежного партнера с нужной вам экспертизой.

страницы: