Быть или не быть цифровой трансформации в России

Национальная программа «Цифровая экономика» принята, на ее реализацию выделено более 3 трлн рублей. Удастся ли претворить в жизнь все заложенные в ней идеи? Об этом говорили участники организованного CNews Conferences и CNews Analytics очередного CNews Forum 2018. Лучшие ИТ-проекты года были удостоены награды CNews Awards.

страницы:

Александр Малышев: Будущее за технологиями очень тонкого клиента

О том, что ждет рынок унифицированных коммуникаций в ближайшем будущем, рассказал CNews Александр Малышев, генеральный директор CommuniGate Systems.

CNews: Как развивается российский рынок унифицированных коммуникаций по сравнению с мировым?

Александр Малышев: В данный момент в России мы видим рост рынка унифицированных коммуникаций, но, если сравнивать с мировым рынком, процесс идет с некоторой задержкой. Мы можем об этом судить, так как компания CommuniGate Systems более 20 лет занимается разработкой и внедрением платформы унифицированных коммуникаций CommuniGate Pro. Она используется для создания единого ядра и коммуникационного центра бизнеса всех размеров. Организация средств связи на одном масштабируемом решении экономит ресурсы на обслуживание и поддержку, интеграционные затраты и прочее.

На глобальном рынке объединенные коммуникационные технологии давно пользуются стабильным спросом. В России до недавнего времени ситуация была противоположная: для организации почтовой системы, телефонии, обеспечения совместной работы традиционно применялись разрозненные решения, которые объединялись между собой. Сейчас рынок идет к тому, чтобы использовать единое более удобное и менее затратное решение. Некоторая консервативность российского бизнеса в последнее время нивелируется путем появления возможности тестировать и затем внедрять лучшие мировые практики, прошедшее апробацию и зарекомендовавшие себя на международной арене.

Второй особенностью российского рынка унифицированных коммуникаций является то, что доля облачных инсталляций на нем существенно меньше, чем на европейском или американском рынках. Российским заказчикам привычнее и комфортнее работать на своих площадках. Во многом это обусловлено менталитетом и географическими особенностями нашей страны. Даже небольшие проблемы с каналами связи могут привести к значительным издержкам. Пока в России standalone инсталляции пользуются бОльшим спросом, чем облачные сервисы. Обеспечение непрерывности работы и цифровой связности в сфере коммуникаций – это, прежде всего, вопрос безопасности.

Третьей особенностью, которую мы выделяем, являются различные сценарии развития технологий искусственного интеллекта в коммуникационной инфраструктуре предприятий. С одной стороны, в сегменте B2C западные страны являются технологическими лидерами и законодателями. Но в сегменте B2B мы видим, что многие российские компании более открыты к внедрению решений и даже обгоняют своих коллег из других стран в части использования технологий искусственного интеллекта. К таким компаниям можно отнести почти все финансовые организации страны, а также телеком-компании. При этом существует ряд российских заказчиков, до сих пор крайне настороженно относящихся к подобным технологиям.

CNews: Какие инновационные решения востребованы вашими заказчиками?

Александр Малышев: Основная тенденция в мире – это ускорение и внешнее упрощение технологических процессов. Мы все используем несколько мессенджеров как для личной, так и для рабочей коммуникации. В то же время, работодатели хотят иметь прозрачные и управляемые корпоративные средства связи чтобы минимизировать риски утечки информации из различных некорпоративных источников. Сейчас существует масса решений, часто идеологически близких, но технологически несовместимых и использующих разные протоколы передачи данных. Одна из основных задач заключается в обеспечении совместимости таких решений в корпоративной среде. Мы активно прорабатываем возможность бесшовной интеграции привычных миру мессенджеров в корпоративный коммуникационный контур.

В общую концепцию ускорения скорости жизни, ведения бизнеса и принятия решений укладывается и второй запрос, с которым нам часто приходится сталкиваться. Он касается внедрения технологий искусственного интеллекта, в основном в части распознавания речи, лиц и других биометрических данных пользователей. На рынке унифицированных коммуникаций все отчетливее видна потребность в создании системы интеллектуального распределения звонков, интеллектуального IVR-меню и других сервисов, направленных на повышение удовлетворенности пользователей. Развитие таких проектов, как «Мои документы», «Умный город», совершенствование информационных систем в здравоохранении и образовании способствует росту числа подобных запросов.

Третий блок задач – обеспечение безопасности программного обеспечения. Речь идет о новых угрозах, возникающих вместе с развитием новых технологий и непростой политической ситуацией. Сегодня для защиты данных нужны и новые криптоалгоритмы, и устойчивая система двух и более факторной аутентификации. Необходимо внедрение решений, обеспечивающих передачу зашифрованных сообщений по зашифрованным каналам связи, и шифрование данных, хранящихся на сервере. К примеру, в этом году мы зафиксировали большую практическую значимость услуги разграничения доступа к файлам и папкам, которая была введена в версии 6.2 платформы CommuniGate Pro.

CNews: Какими будут унифицированные коммуникации в новом цифровом мире?

Александр Малышев: В новом цифровом мире унифицированные коммуникации должны быть безопасными, но вместе с тем гибкими и легко управляемыми с точки зрения конечного пользователя. Также существует целый пласт морально-этических проблем, касающихся вопросов передачи данных и обеспечения их безопасности.

С развитием коммуникационных технологий концепция BYOD (Bring Your Own Device) не теряет актуальности, а принимает новые формы. Пользователь будет продолжать использовать свой персональный девайс, но потоки данных в нем будут строго разграничены. Все рабочие коммуникации должны будут передаваться и храниться только в зашифрованном виде, иначе компании-работодатели рискуют стать слишком «прозрачными». Думаю, будут развиваться технологии «очень тонкого клиента», которые обеспечат минимизацию хранения критически-важного корпоративного контента и его фильтрацию на мобильном устройстве пользователя.

Второй особенностью будущих унифицированных коммуникаций должно стать приведение адресации контактов и контрагентов к единому формату. Сейчас у конечного пользователя может быть несколько телефонных номеров или электронных адресов. Нам видится необходимость стандартизации адресного пространства, позволяющая унифицировать технологии передачи данных и идентификаторов. Этому будет способствовать развитие уже упомянутых технологий искусственного интеллекта, потому что нет ничего более индивидуального, чем голос человека, его отпечатки пальцев или особенности сетчатки глаза.

страницы: