Умный город: хайп или реальность

Создание умных городов стало одной из самых популярных тем последнего времени. Чаще всего под этим понимается использование в повседневной жизни горожан самых разных технологий. Однако на самом деле умный город – это город, который управляется на основе анализа множества данных. Участники секции «Технологии умного города» CNews Forum Кейсы рассказали о том, как меняются российские города. Организатором и партнером секции выступила группа компаний «Программный продукт».

страницы:

Тимур Аитов: В столице все больше будет ограничиваться въезд транспорта в центральные районы

О том, как будет развиваться транспортная инфраструктура Москвы, рассказал Тимур Аитов, заместитель генерального директора ГК «Программный Продукт».

CNews: Москва является лидером по развитию технологий умного города в России. Какой вы видите ее через 5 лет?

Тимур Аитов: Москва – лидер не только во всероссийском масштабе. Она занимает достойное место в международных рейтингах и входит в топ-5 умных городов мира по версии PwC. Авторитетные эксперты отмечают успешные проекты, связанные с совершенствованием транспортной сети, высокую безопасность жителей столицы, а также централизованную систему медицинского обслуживания горожан.

Если говорить о проектах, связанных с транспортом, то успехи Москвы здесь впечатляют. Это и реконструкция существующих магистралей, и создание новых возможностей для перемещения по городу. В среднесрочной перспективе с горизонтом 5-10 лет выйдут на обслуживание горожан автомашины с беспилотным управлением. Конечно, останется возможность сделать выбор и воспользоваться услугами не робота, а водителя – человека. Существующие транспортные сервисы класса MaaS получат дальнейшее развитие. Уже сегодня ежегодный темп прироста числа заявок на каршеринг в Москве составил 300%. Популярными в MaaS станут альтернативные «маломерные» виды транспорта: различного рода электросамокаты, самодвижущиеся колеса и велосипеды с мотором – они и сегодня используются для доставки малогабаритных грузов.

Дам прогноз, который, видимо, вызовет неоднозначную реакцию. В столице все в большей степени будет ограничиваться въезд транспорта в центральные районы, для этого будут использованы самые различные инструменты. Горожане в большей степени будут пользоваться общественным транспортом. При этом добраться до той или иной точки города на общественном магистральном автобусе порой станет быстрее, чем на собственном автомобиле.

В будущем технологические решения будут активнее развиваться не только за счет средств бюджета, но и в результате целевых инвестиций граждан. В совместном финансировании по методу ГЧП лежат огромные перспективы для города. Есть в этом и воспитательный аспект – горожане по-другому начнут относиться к «собственным», совместным с городом проектам.

CNews: Что тормозит развитие умных городов в регионах?

Тимур Аитов: Любой крупный проект растет, как ваш собственный ребенок. Город развивается, вместе с этим проявляются ошибки и трудности роста, а создатели проекта – его «родители» – постепенно приобретают опыт.

Нынешние ключевые проблемы в развитии городов лежат, скорее, не в сфере технологий – они лежат в культурной плоскости, в сфере воспитания и традиций. Не сразу часть горожан начинает осознавать и понимать, что камеры наблюдения установлены не в интересах «слежки», а в целях безопасности. Характерный негативный пример реакции на новое связан с появлением сервисов для автолюбителей – интеллектуальной парковки. Всегда начинают появляться недовольные, кто-то портит паркоматы, машины паркуются на газонах и прочее. На все проявления вандализма существуют и методы воспитания, и противодействия – это, например, хорошо известный москвичам «Помощник Москвы» – средство коммуникации, позволяющее сообщать о замеченных нарушениях в Городской центр обеспечения безопасности дорожного движения. Сейчас данное приложение активно развивает Москва, но в самое ближайшее время подобные решения могут появиться и в других российских городах.

CNews: С чего, по вашему мнению, надо начинать создание умного города?

Тимур Аитов: Скажу образно – в городе должно появиться первое лицо, готовое положить свою репутацию на алтарь успеха проекта и принимать в свой личный адрес не только похвалы, но и упреки. Одно это уже станет огромным положительным фактором в реализации проекта. Конечно, предварительно важно выслушать мнение горожан – кто как не они будут воспринимать новации и критиковать упущения. Подобный диалог в Москве налажен, в том числе, на базе решения «Активный гражданин» и «Помощник Москвы».

В числе первых конкретных проектов всегда наиболее заметным становится умный транспорт – он меняет образ города и качество жизни в нем. Умный транспорт – это и оптимальные маршруты, и выделенные полосы, и комфорт в салоне. Вообще транспортная отрасль в умных городах прежде всего будет развиваться в направлении повышения удобства и качества общественного транспорта, например, будут улучшаться и оптимизироваться способы оплаты на транспорте, бесконтактная оплата, отсутствие турникетов, идентификация и оплата с помощью Face ID, беспроводных протоколов и другие методы.

Будут оптимизироваться и совершенствоваться сервисы, обеспечивающие контроль за соблюдением правил парковки, что позволит повысить уровень комфорта для горожан (свободные тротуары, отсутствие машин на газонах, пешеходных переходах и в других не предназначенных для этого местах). Важную роль в умном городе играет и контроль за качеством дорог как объектов инфраструктуры. Если по-хозяйски следить за их состоянием и не допускать к проезду по городу перегруженные многотонные фуры, то дорожные покрытия начинают портиться гораздо реже. На сегодняшний день в России уже запущены проекты по внедрению систем весо-габаритного контроля, которые позволят решать целый спектр задач, от контроля за состоянием дорожного полотна и регулирования движения потоков большегрузов, до контроля за работой машин, занимающихся вывозом мусора. Сейчас проблема незаконных свалок особо актуальна и такого рода системы будут способствовать ее решению.

Внедрение элементов умного города позволит отслеживать все болевые точки – где-то это может быть повышенная преступность и незащищенность жителей, где-то – экология.

Думаю, главный секрет успеха в том, чтобы заставить подавляющее большинство горожан считать строительство умного города своим собственным проектом. Это наглядно показывает опыт Москвы – критики проекта у него практически исчезли, и подавляющее число москвичей считают Москву лучшим городом мира и искренне ее любят.

CNews: 11 июня на форуме CNews вы объявили о запуске Транспортного Акселератора. Могли бы вы рассказать о нем подробнее?

Тимур Аитов: Совершенно верно, на CNews Forum группа компаний «Программный Продукт» объявила о старте ИТ-акселератора в области общественного транспорта. Мы приглашаем в акселератор компании, которые хотят реализовать свои решения в области общественного транспорта. В сотрудничестве с крупнейшими транспортными операторами эксперты «Программного Продукта» помогут победителям акселератора реализовать свои проекты в рамках инфраструктуры большого города.

Команды, прошедшие первый отбор акселератора, смогут получить экспертизу отраслевых специалистов и под их руководством доработать проект, получить менторство и наставничество трекеров, которые помогут стартапу выйти на новый уровень.

В рамках акселератора будут рассматриваться проекты по шести направлениям: билетные решения, оптимизация поездок, большие данные, искусственный интеллект, безопасность на транспорте, а также ИТ-проекты, имеющие отношение к городскому пассажирскому транспорту, но не имеющие прямого отношения ни к одной из категорий.

Наш акселератор не взимает платы со своих участников. Требования к участникам, программа и сроки проведения акселератора, форма для подачи заявок можно найти на сайте акселератора http://ta.ppr.ru или на основном сайте группы ppr.ru

страницы: