Банкоматы будут узнавать пользователей "в лицо"

Сейчас, как никогда, банки стараются быть ближе к клиентам. Скорость обслуживания, быстрый доступ к счетам, персонализация — основные тренды финансового сектора. На конференции "Банковское оборудование 2013", организованной холдингом РБК, представители банков и компаний-вендоров попытались определить дальнейшие пути развития банкоматной сети и назвать ИТ-решения, способные повысить качество обслуживания клиентов.

страницы:

Не банкоматом единым

Если говорить о банковском оборудовании, то не стоит зацикливаться на одних лишь банкоматах, уверяет Леонид Белышков, начальник департамента ИТ Росэнергобанка. Технологичными и востребованными рынком являются, также, устройства мгновенного выпуска персонализированных карт клиента, электронные кассиры, которые пока не слишком широко распространены, и картоматы для выдачи карт без участия операциониста. Последние почти мгновенно выдают заранее подготовленную карту, а на идентификацию клиента уходит около минуты, что, безусловно, удобно. Что касается электронных кассиров, то эти аппараты дают банкам один существенный плюс: помогают снизить жёсткие требования к охране, в то время как традиционный кассовый зал в соответствие с требованиями Центробанка должен охраняться очень строго. "С помощью электронных кассиров можно сделать кассовый зал даже в деревянном сельском доме без особых степеней защиты, - поясняет Леонид Белышков. - Нападение на кассовый зал теряет смысл, потому что угрозы обычному кассиру не помогут. Команду на выдачу денег электронным кассиром даёт не живой операционист, а центральный сервер АБС".

Максим Волков, руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка, рассказал, какие типы терминалов используются в их организации. Основных видов три: терминалы общего пользования, терминалы на стороне клиента и в офисе самого банка. Первый тип позволяет работать с суммами до 15 тыс. руб. без идентификации клиента, отсюда и минус: сложная навигация по меню, в котором множество самых разных кнопок. Выход: ввести идентификацию, в этом случае клиент сможет пополнять свои номера мобильных телефонов без лишнего ввода данных и платить, например, за квартиру, даже не зная, сколько именно нужно — ему подскажет само устройство. Интенсивно развивающееся направление — терминал на стороне заказчика. Индивидуальные предприниматели небольшие фирмы, ТСЖ, спортивные школы используют его в качестве сейфа для самоинкассации. Средства, вносимые на счёт через такой терминал, классифицируются соответствующим образом.

Ещё одна область банковского оборудования — POS-терминалы. О том, что ждёт эквайринг в будущем, рассуждал Михаил Рогов, директор департамента продаж "Инпас Компани". Основная тенденция во всех сегментах рынка — повышение скорости обслуживания. В банковской сфере скорость можно повысить в том числе путём приёма бесконтактных карт. "К 2020 году у нас, скорее всего, не останется тех POS-терминалов, которые есть сейчас, и всё оборудование будет бесконтактным, причём процесс замещения будет происходить лавинообразно".

Безопасность на первом месте

Проблемы с безопасностью возникают и при работе с банкоматами, а не только с компьютерами. Основными эксперты называют угрозы безопасности жизни и имуществу клиентов, имуществу самого банка, возможность хищения персональных данных и, наконец, хищение денежных средств из банкомата. Новый печальный тренд - "угон" самого банкомата. В 2011 году на Западе было зафиксировано 11 угонов, а в следующем году — уже 17.

Банкомат как объект для атаки претерпел изменения, которые продемонстрировал Денис Гасилин, руководитель отдела маркетинга компании SafenSoft. От машин для хранения и выдачи денег банкоматы пришли к платежным терминалам c компьютерным интерфейсом. Следующая ступень эволюции - точка доступа к личным и сторонним финансовым ресурсам, диалоговое окно с банком. Чтобы защитить эту точку доступа, не надо изобретать бесчисленное множество "лекарств", достаточно единого централизованного подхода на аппаратном и программном уровнях, но универсальные "антивирусные" решения не помогут, потому что их легко обойти нестандартными методами. Требуется транснациональная консолидация в противостоянии угрозам всех участников: производителей, банков, разработчиков защитного ПО, органов власти. Преступность уже давно действует сообща и легко находит друг с другом общий язык. "Не будет публичных громких заявлений о принятии решения об установке мощной защиты в банках. - говорит Денис Гасилин. - Сегодня вы о них не узнаете. Потом – может быть поздно. Не выделить средства на эффективную систему информационной защиты заранее - равносильно добровольному согласию с многомиллионными цифрами в графе "убытки" в ближайшем будущем".

Михаил Вирич , директор "Номинал инжиниринг" и представитель компании Crane Payment Solution, полагает, что банкоматам необходима сертификация. Спикер уверен, что такой сертификат — это не просто ещё одна бумажка. Дело в том, что вместе со стремительным ростом количества и значения банковского оборудования увеличивается и число аппаратов-подделок. Бывает и так, что производители оборудования самостоятельно переделывают аппараты под несвойственные области применения. При неправильном подборе банкоматов и использование их не по назначению конечный клиент останется недоволен, что отразится на репутации банка и падению спроса на платёжные услуги в целом.

По данным Центробанка, в России наблюдается положительная динамика роста общего количества банкоматов, этот вид оборудования у нас по-прежнему востребован и, по мнению аналитиков РБК, будут нужны ещё 10-15 лет. В то же время на Западе происходит стабилизация и спад интереса к этому типу машин. Данная тенденция - следствие отказа от "кэша" и повсеместного перехода на виртуальные технологии.

В нашей стране основная масса банкоматов (треть от общего числа) установлена в Москве и Московской области, что объясняется концентрацией здесь наличных средств. В других регионах с банкоматами ситуация складывается, порой, не так радужно. Доходит до смешного. Когда в войсковых частях некоторых провинций начисляют деньги на карточку военнослужащих, специально отряженные на это дело люди собирают банковские карточки у всей части и едут в ближайший крупный город, где, практически, ночуют у единственного банкомата, снимая с него зарплаты, которые затем, в виде наличных, уже раздаются владельцам. Установка банкоматов для банков выгодна только в тех местах, где эти машины будут приносить доход. Впрочем, показатели проникновения банкоматов в России (которая до последнего времени считалась просто "царством наличных денег") и США стремительно сближаются.

Наталья Николаева / CNews

Презентация Белов Юрий, журналист-аналитик CNews
Банковское оборудование: акценты 2013
Презентация Коняев Георгий, генеральный директор, Network Systems Group
Телекоммуникационное оборудование NSG для подключения банкоматов
Презентация Рогов Михаил, директор департамента продаж, Инпас Компани
Эффективность использования POS-терминальных сетей
Презентация Гасилин Денис, руководитель отдела маркетинга, SafenSoft
Эволюция банкомата как объекта атаки. SWOT-анализ
Презентация Садыков Александр, директор департамента, МПО Классика
Оборудование "Тонкий клиент" и инфраструктура
Презентация Вирич Михаил, директор, Номинал инжиниринг, представитель компании Crane Payment Solution
Развитие систем автоматизированного приема купюр и инкассации. Практические аспекты использования купюроприемников и сертификация
Презентация Кузьмина Валентина, директор департамента платежных карт, Промсвязьбанк
Внедрение личного кабинета на банкоматах и перспективы персонального дистанционного обслуживания
Презентация Белышков Леонид, начальник Департамента ИТ, Росэнергобанк
Обзор новых направлений развития банковского оборудования для обслуживания клиентов
Презентация Волков Максим, руководитель экспертной группы банковских технологий, СБ Банк
Дистанционный или офисные сервис. Терминалы на практике
Презентация Скачать архив целиком
страницы: