BI в России: разработчики соревнуются, бизнес тренируется

Рынок BI продолжает расти, при этом в отличие от многих других ИТ-секторов большую роль здесь играют отечественные решения. Тем не менее, и аналитики, и разработчики утверждают, что бизнес пока не в полной мере овладел BI, используя лишь некоторые самые простые возможности подобного рода систем. О том, как это преодолеть, какими характеристиками должны обладать современные BI-решения, и о практике внедрений говорили участники круглого стола "BI-инструменты в России: последние тренды", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Все более востребованным становится поиск по тексту, для чего нужна предварительная подготовка корпуса документов. После этого можно строить отчеты по текстовой информации. Ведь неструктурированных данных в бизнесе циркулирует более 80% от общего объеме данных. Сегодня аналитика способна пойти дальше простого поиска по тексту, в том числе можно выявлять факт и связи из соцсетей.

Сила BI

Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК "Еврохим", представил свое видение перспектив развития BI. По его мнению, бизнес представляет собой стохастический процесс, где случайные возмущения порой скрывают истинные закономерности. Роль BI как раз и состоит в том, чтобы их выявлять и использовать.

Одним из свойств любой деятельности коммерческих и государственных организаций является привязка к календарным периодам, что, в свою очередь, становится причиной сначала бездеятельности, а потом авралов. (Это наиболее четко прослеживается именно в госсекторе.) Люди приспособились к циклам контроля и стараются любым способом завершить свои дела к определенному сроку — хотя реально никакого значения не имеет, будет ли подписан акт 31 декабря или 31 января уже следующего года.

Это связано с тем, что процедуры контроля ранее всегда выполнялись периодически, потому что требовали существенных трудозатрат. Сейчас же, с применением технологий BI, стал возможен тотальный контроль, когда любой показатель, важный для бизнеса, может быть посчитан почти в реальном времени, что существенно повышает возможность оперативного реагирования на изменение внешней среды.

Но сила BI не только в обеспечении быстрой обратной связи. Примитивный бихевиористский подход "стимул-реакция" не учитывает в полной мере факторы внешней среды. Бизнес — это постоянные изменения. Задача менеджера состоит в том, чтобы обеспечить переход вверенной ему бизнес-системы из одного устойчивого состояния в другое, более развитое, миновав при этом точки бифуркации. Анализ всего пространства вариантов как раз и позволяет найти оптимальный путь этого перехода, чтобы избежать зон неопределнности. Как ни парадоксально, иногда увеличение прилагаемых усилий не помогает улучшить ситуацию в компании, важен еще фактор внешней среды, например, цена на нефть и курс доллара. И есть ситуации, когда даже серьезные управленческие ошибки не приведут к краху компании, если внешняя среда благоприятствует ее успеху. Но истина обычно где-то посередине.

Свободная бизнес-аналитика

О своем опыте использования Hadoop рассказал Роман Зыков, директор по аналитике компании Wikimart. Его компания работает в сфере интернет-торговли и, естественно, испытывает потребность в аналитических инструментах. Однако стоимость проприетарных BI-продуктов является существенным сдерживающим фактором. Поэтому было принято решение использовать СПО-BI — платформу Hadoop.

Команда разработчиков не встретила трудностей в развертывании системы и смогла за 3 месяца реализовать поставленные бизнес-требования по анализу покупательского поведения, включая коллаборативную фильтрацию, а также поисковые рекомендации для покупателей, подбор товаров-аналогов и другие сервисы. За 1 год эксплуатации системы доходы компании выросли на 10%. На первой фазе проекта система была развернута на облачных серверах, однако впоследствии Wikimart все же предпочла инвестировать средства в собственную инфраструктуру.

Все привыкли считать, что Hadoop имеет смысл применять, только если у вас действительно "большие данные". Однако на практике оказалось, что это не совсем так, — по мнению Wikimart, важно то, что у вас есть большие задачи, а не собственно большой объем информации.

BI для банков

Еще один практический пример использования BI представили Николай Иванов, начальник отдела развития методологии аналитического учета, и Антон Крюков, главный эксперт отдела поддержки и развития систем аналитического учета "Юникредитбанка".

Миссия проекта заключалась в том, чтобы минимизировать сроки принятия управленческих решений и повысить мотивацию подразделений. При этом бизнес-цели были следующие: обеспечение менеджмента банка необходимыми аналитическими показателями за время, допустимое регламентом бизнес-процессов; повышение удобства и простоты использования системы для бизнес-подразделений; онлайн-реагирование на запросы пользователей по предоставлению данных.

Информационная система банка развивалась постепенно, и требования к аналитическому блоку постоянно возрастали, в том числе и в части интеграции с различными банковскими приложениями. Сейчас основные аналитические возможности BI комплекса позволяют вести онлайн-анализ данных через веб-интерфейс, обеспечивают вариативность представляемой информации в различных срезах, по стандартам учета (IFRS и RAS), по линиям бизнеса, центрам прибыли, продуктам, клиентам и сделкам.

В планах развития - прогнозный модуль, синхронизация с центральным хранилищем данных, мобильный доступ, аналитические панели (Dashboards) и подключение новых источников данных о расходах (Axapta) и бюджете (Hyperion), также и миграция данных в CRM-системы.

Светлое внедрение

Продолжили тему внедрений BI представители компании "Русский Свет": Денис Пургин, начальник отдела бизнес-аналитики, и Александр Березаев, ведущий разработчик ETL. Для того чтобы организация получила от BI отдачу, систему недостаточно просто внедрить, нужно еще завоевать сердца пользователей. Компания имеет 95 филиалов в пяти часовых поясах, более 6 тыс. сотрудников и 100 тыс. позиций товаров — так что данных для анализа и потенциала для оптимизации более чем достаточно.

Следует сказать, что попытка внедрить BI-технологии силами внешних консультантов уже предпринималась и не оказалась успешной. Во второй раз решили действовать собственными силами. В итоге отдел из 4 человек в весьма ограниченный срок в 2 месяца на новом инструменте Oracle – OBIEE 11g смог преодолеть недоверие пользователей и запустить BI-систему в эксплуатацию.

Ключевым фактором в успехе проекта докладчики назвали ориентацию на быстрый результат. Это достигалось разбиением проекта на небольшие этапы, каждый из которых представлял собой законченную предметную область. Важным также стало вовлечение в процесс пользования системой руководства компании, в том числе и генерального директора.

Другой, совершенно противоположный момент — ориентация на большую аудиторию, вовлечение всех подразделений и реализация критичных для бизнеса задач, таких как расчеты с клиентами. С этой целью был создан институт ключевых пользователей, которые прошли обучения и стали проводниками новой технологии в массах. Они же генерируют поток идей по улучшению системы. На сегодняшний деть создано более 150 отчетов, в системе работает более 1000 пользователей, все управления компании используют в работе аналитическую отчетность.

Станислав Макаров / CNews

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик CNews Analytics
Презентация Живилов Валентин, руководитель отдела развития бизнеса, ПРОГНОЗ
Презентация Чибисов Владимир, директор по информационным технологиям, МХК "ЕвроХим"
Презентация Зыков Роман, директор по аналитике, WikiMart
Презентация Иванов Николай, начальник отдела Департамента финансового планирования и контроля, Управление аналитического учета, ЮниКредит Банк
Презентация Пургин Денис, начальник отдела бизнес-аналитики, Русский Свет
Презентация Эвельсон Борис, вице-президент и главный аналитик BI, Forrester Research Inc.
Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: