Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

Блеск и нищета российских "облаков": объясняем противоречия

Российский рынок "облаков" привлекает к себе повышенное внимание по крайней мере двумя противоречивыми факторами. С одной стороны, блестящим будущим, предрекаемым ему большинством аналитиков, согласно прогнозам которых темпы роста исчисляются сотнями процентов. С другой же – весьма скромными текущими абсолютными показателями и относительно коротким списком популярных облачных сервисов и состоявшихся внедрений в этой области. О причинах и последствиях данных явлений говорили собравшиеся на круглом столе "Облачные технологии 2011: что ждет российский рынок?", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Согласно опросу СNews Analytics "Топ-40 российских поставщиков SaaS-решений" (являющихся на сегодня одним из основных способов коммерциализации облачной инфраструктуры), рост выручки наиболее динамично развивающихся компаний отечественной облачной отрасли весьма впечатляет: SoftLine вырос на 800%, "СВТ Медиа" - на 300%, "Мегаплан" и "МойСклад" - на 200% каждый. Согласно прогнозу, уже в в 2011 г. емкость отечественного рынка достигнет 400-500 млн руб., увеличившись почти втрое, что, тем не менее, все еще не сопоставимо с рынком мировым, где счет идет на десятки миллиардов долларов.

[an error occurred while processing this directive]

Хорошо известны проблемы российских "облаков": ограничения с ШПД к интернету в целом по стране, психологическую неготовность топ-менеджеров (и их опасения по поводу ИБ), организационные и законодательные проблемы. Вокруг этих тем сосредоточилась значительная часть выступлений на мероприятии.

Западные технологии – для российских "облаков"

"Всех интересует доступность облачного сервиса, надежность функционирования портала и выполнения транзакций, особенно финансовых, а также конвергентность доступа пользователей – возможность воспользоваться для этого любым устройством: тонким клиентом, десктопным компьютером, мобильным устройством и т.д." – справедливо полагает директор по продажам Internet Horizons Михаил Ермишкин. "Наблюдая динамику развития облачной инфраструктуры в нашей стране, можно предположить, что спросом будут пользоваться решения лидирующих разработчиков, обслуживающих облачные решения, таких как NeuStar Inc. и Keynote Systems Inc.", - утверждает спикер.

Сервисом UltraDNS и другими решениями от компании NeuStar пользуются до 20% крупных игроков рынка, предоставляющих услуги облачных сервисов в мире, ими обрабатывается до 30% всех DNS-запросов. NeuStar SiteProtect обеспечивает защиту от всевозможных атак и фродов, Traffic Controller Service автоматически (в соответствии с выбранными администратором весовыми коэффициентами нескольких уровней) выбирает наименее загруженный сервер из пула выделенных серверов, SiteBacker Service - позволяет делать автоматический бэкап сервера, в течение секунд переключит на тот сервер, где хранится идентичная копия вашего ресурса. "Этих продуктов еще не было в России вообще", – подчеркнул спикер.

Линейка продуктов Keynote Systems Inc. позволяет максимально полным образом контролировать работу сервисов, мобильных приложений и приложений, использующих нестандартные порты, в частности, видеть то, как ваши сервисы выглядят в более чем 250-ти точках контроля по всему миру. В каждой из этих точек находится большое число реальных устройств (помимо эмулируемых), причем есть возможность для пользователя сервиса определить сценарии их работы. Линейка включает KITE (веб-ориентированное) и MITE (мобильное) бесплатные десктоп-приложения для тестирования (из 5-ти точек) для любого указанного вами ресурса. Решения Keynote Systems стали отраслевым стандартом де-факто, подтверждением чему служит впечатляющий список крупнейших компаний, их использующих. "В частности, применение решений NeuStar, Inc. и Keynote Systems позволяет избежать инвестиций в дорогостоящее оборудование и ПО, других значительных финансовых затрат" – резюмировал докладчик.

Примеры SaaS и IaaS

Есть разные "классические" способы организации корпоративной ВКС, заключающиеся в создании различных комбинаций из программных и аппаратных средств. Директор по развитию партнерского канала Mind Labs Дмитрий Скляров акцентировал внимание собравшихся на очевидных удобствах нового способа решить эту проблему - SaaS ВКС-сервисов: "Вы просто зашли на сайт и там начали конференцию", – описал он простоту пользования этой услугой, а затем перечислил возможности для бизнеса, которые открывают такие сервисы. Это - увеличение "воронки" продаж благодаря массовому интерактивному общению с клиентами в ходе вебинаров, возможность дистанционного обучения сотрудников, партнеров, клиентов - всех, у кого на компьютере установлен Adobe Flash Player), – а также повышение степени управляемости компании за счет проведения видеоконференций, селекторных видео-совещаний и т.п.

"Нам понадобился всего один день на организацию общения Владимира Путина с отделениями и подразделениями "Единой России" во всех регионах посредством нашего сервиса", – привел пример г-н Скляров. Спикер кратко охарактеризовал основных игроков рынка, подробно объяснив при этом, на что следует обратить внимание при заказе SaaS-сервиса проведения видеоконференции (подчеркнув, в частности, важность соблюдения поставщиком сервиса SLA). Докладчик рассказал и об услугах компании Mind Labs (имеющей около 50 тыс. зарегистрированных пользователей), остановившись, в частности, на вопросах безопасности: "У нас есть режим https; можно создать, но не хранить при этом записи на нашем сервере; через вашего провайдера можно организовать видеоконференцию по VPN", – сообщил в этой связи он.

Облачный сервис, конечно же, позволяет сокращать совокупную стоимость владения и не задумываться о поддержке серверной инфраструктуры, однако он не достаточно удобен и гибок: "Обычно клиент не может самостоятельно, простым способом, быстрее, чем раз в месяц менять объем задействованных под сервис аппаратных ресурсов", – утверждает руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Softline Владимир Савченко.

"Сервис IaaS в нашем обновленном продукте лишен этого недостатка, позволяет буквально в режиме IRT (с помощью контрольной панели) менять параметры отдельно взятых серверов, управлять балансировкой нагрузки и сетью в целом самостоятельно, "поднимать" или "гасить" виртуальные машины, перейти на тарификацию с гранулярностью от секунды до суток (в зависимости от конкретной выбранной технологии), получить доступ к журналу мониторинга. Капитальные затраты при этом практически отсутствуют, поскольку можно также взять в аренду и лицензии на ПО и облачные сервисы от Microsoft, VMware, Citrix и др., а также обеспечить интеграцию с корпоративными сервисами", – сообщил эксперт.

Microsoft уже готов

"Мы давно готовы перейти от оплаты за постоянные лицензии к модели оплаты за ресурсы по мере их потребления (как этого требуют условия новой экономики), рассчитываясь при этом с заказчиками как напрямую, так и через партнеров", - сообщил руководитель направления маркетинга облачных технологий Microsoft Юрий Ларин. В качестве примера он привел предоставление стандартизированного сервиса Office 365 - из ЦОД Microsoft (с SLA 99.9%), а также дополнительные услуги (настройки и пр.) - через хостинг-партнеров. "Все наши продукты имеют облачные аналоги, если же их нет и не ожидается, то они будут выведены из нашего предложения в ближайшее время, – сообщил г-н Ларин. – Microsoft вложила миллиарды долларов, создав более 100 дата-центров по всему миру, одной из целей которых является предоставление ПО как сервиса".

Продукты Microsoft подходят для публичного и частного "облака", а также – "облака", размещенного на хостинге или для любой гибридной облачной модели. Причем этим летом были внесены соответствующие изменения в программу лицензирования Microsoft, что позволило облегчить миграцию между различными видами "облаков", облачных сервисов и пр. Спикер подчеркнул, что Microsoft была и остается партнерской компанией, призвал партнеров пользоваться открывающимися перед ними богатыми возможностями облачных сервисов.

Приоритет - облачной платформе

Прошли те времена, когда продажа лицензии (вместо "коробки") считались наиболее прогрессивным и экономичным способом распространения ПО, рынок которого в России сегодня оценивается в 3 млрд долларов, примерно 2 млрд из которых – достаются вендорам программного обеспечения, а 1 млрд – непосредственным распространителям лицензионных программ.


"ПО в ближайшем будущем (в 5-ти летней перспективе) будет доставляться уже как услуга, статус дистрибуторов и реселлеров серьезно поменяется, они будут вынуждены превратиться в сервис-провайдеров", – поделился видением перспектив рынка программных продуктов директор по маркетингу Parallels в России, СНГ, Балтии и Израиле Константин Анисимов. Рынок ПО за эти 5 лет вырастет в РФ, по прогнозам IDC, до 6 млрд, 3 млрд из которых будут приходиться на ПО как сервис, причем на этот сектор будут претендовать также телеком, хостеры и, возможно, сами вендоры ПО, а также государственные организации и крупные банки. "Первопроходцами этого рынка уже сегодня выступают такие компании, как Microsoft, Google, Apple, а также Yandex, – полагает спикер. - Не пойти за этим трендом, по сути, невозможно. Когда я делюсь с американскими заказчиками чисто российской проблемой "Где держать почту: in-house или у сервис-провайдера?", – они делают круглые глаза и говорят: "Держать почту у себя? Это очень дорого!".

Чтобы оставаться в ПО-бизнесе, надо либо стать "эффективной трубой", либо - эффективным сервисным провайдером. Для этого можно, например, использовать платформу Parallels Business Automation (с открытым стандартом APS), обеспечивающую ключевые функции: биллинга, автоматизации настройки сервиса, самообслуживания и др. С этим решением сегодня совместимы практически все сервисы Microsoft, а также ряд зарубежных и отечественных продуктов. "Parallels предоставляет лишь платформу, но не сами сервисы", – подчеркнул спикер в ходе презентации.

"Убеждать в том, что "облака" потенциально нужны буквально всем, не нужно сегодня, пожалуй, уже никого", – считает генеральный директор компании "Вектор роста" (РВК) Александр Брызгалов. – "Ведь, по сути, они полезны каждому, кто имеет доступ к интернет, а таких людей сегодня по всему миру 4 млрд". В сегменте СМБ проблемы с ИБ мало кого пугают, поэтому идея "облаков" в этом секторе пользуется повышенной популярностью, и дело лишь за появлением качественных сервисов. "Распространение в сегменте крупных компаний будет идти объективно более медленными темпами, а для внедрения облачных технологий в госсекторе требует законодательной поддержки", - резюмировал спикер.

Каплий Сергей: Компании ждут устранения всех барьеров на пути «облаков»

На вопросы CNews ответил руководитель направления ИТ-инфраструктурных проектов компании TopS BI Каплий Сергей.

CNews: Какие факторы препятствуют развитию «облачных» сервисов в нашей стране?

Каплий Сергей: Несмотря на то, что в последние пару лет об «облаках» не говорил только ленивый, рынок по-прежнему недостаточно хорошо информирован о том, каким образом можно развернуть «облачную» инфраструктуру, какие сервисы могут быть полезны тому или иному заказчику и какие преимущества они могут дать. Немаловажную роль играют консервативность и специфические особенности российского бизнеса, многие руководители с недоверием относятся с концепции Cloud. Перед распространением «облаков» существуют и определенные нормативные ограничения.

Читать далее

Скляров Дмитрий, директор по развитию партнерского канала Mind Labs

На вопросы CNews ответил директор по развитию партнерского канала Mind Labs Скляров Дмитрий.

CNews: Как вы оцениваете потенциал роста спроса на SaaS в России?

Скляров Дмитрий: Если смотреть на вещи раельно, то пока никак. Интернет каналы в регионах не надежные, люди не доверяют модели SaaS, всех беспокоит вопрос хренения данных "где-то там". Я видел одного-двух ИТ директоров на всю нашу страну, которые реально перенесли большое количество своих систем в SaaS. Все остальные не доверяют ни кому кроме себя, все хранят у себя на серверах и пользуются своими системами. Полагаю, что должно вырасти новое поколение бизнесменов и технарей, которое будет использовать SaaS с рождения. Вот тогда мы увидим настоящий бум SaaS в России.

Читать далее

Ларин Юрий, руководитель направления маркетинга облачных технологий, Майкрософт

На вопросы CNews ответил руководитель направления маркетинга облачных технологий, Майкрософт Ларин Юрий.

CNews: Как вы оцениваете потенциал роста спроса на SaaS в России?

Ларин Юрий: Мы высоко оцениваем потенциал роста спроса на SaaS в России. В данный момент доля продаж SaaS невелика по сравнению со всем российским рынком ПО, но мы ожидаем, что, как и во всем мире, рост спроса на SaaS будет значительным. Оценки аналитиков говорят о том, что в 2014 году по всему миру около трети нового ПО будет распространяться именно по SaaS модели.

Читать далее

страницы:
Материалы
Все материалы