BPM в примерах: как достичь реальной эффективности

По оценкам аналитиков, рынок систем управления бизнес-процессами и эффективностью бизнеса растет на 15-20% в год. Тем не менее, при всех плюсах BPM-решений, на сегодняшний день в компаниях они используются достаточно узко. О причинах этого, об успешных внедрениях, а также о том, где подобные продукты могут принести реальную пользу и что разработчики готовят потенциальным потребителям, говорили участники конференции "ВРМ-системы: средство для повышения эффективности бизнеса", организованной CNews Conferences совместно с CNews Analytics.

страницы:

Андрей Коптелов: Управление архитектурой предприятия позволяет «строить мост» между бизнесом и ИТ

На вопросы CNews ответил Андрей Коптелов, директор BPM-практики "Логика бизнеса 2.0”.

CNews: Управление архитектурой предприятия доказало свою эффективность применительно к ИТ. Могут ли эти подходы на уровне методологии быть распространены на другие сферы бизнеса?

Андрей Коптелов: Управление архитектурой предприятия позволяет «строить мост» между бизнес-архитектурой и ИТ-архитектурой, и именно поэтому методология распространяется на все сферы бизнеса. На основании целей компании, бизнес-стратегии, приоритетов развития и требований ключевых пользователей определяется целевая ИТ-архитектура. Учитывая, что использование ИТ стало обязательным для многих отраслей, основная экономия от управления архитектурой предприятия достигается в ИТ-проектах, в которых создаются приложения, поддерживающие ключевые бизнес-процессы. При этом существуют случаи, когда в рамках архитектурного проекта обнаруживаются конкурентные преимущества, спрятанные в ИТ, которые могут серьёзно усилить рыночную позицию компании.

CNews: Вы говорили о необходимости подчинения приоритетов ИТ- проектов бизнес-стратегии организации и планировании развития ИТ-ландшафта с учетом стратегии. Решение таких задач требует вовлечения высшего руководства компании, включая топ-менеджеров и акционеров, которые едва ли обладают достаточной компетенцией в ИТ. Представляет ли это собой проблему? Как вы строите взаимодействие с этими людьми?

Андрей Коптелов: При внедрении процесса управления архитектурой предприятия для каждого участника процесса применяется терминология, понятная именно ему. На уровне топ-менеджмента определяются цели и показатели, карта бизнес-процессов, анализируется организационная структура, а также перечень продуктов и услуг. Все эти понятия хорошо знакомы бизнесу и не вызывают непонимания.

Далее на базе формализованных элементов формируется карта ИТ-приложений с описанием их возможностей, что также хорошо воспринимается бизнесом, ведь ключевые классы приложений (ERP, SCM,CRM,ECM, BPM, BI и т.д.) уже хорошо известны в бизнес-среде. На следующих уровнях описания элементов архитектуры предприятия уже активно участвуют бизнес-аналитики и ИТ-специалисты, которые детализируют процессы, требования, информационные системы и данные, и здесь топ-менеджеры лишь контролируют получаемые результаты на соответствие поставленным приоритетам и бюджетам.

CNews: Применение инструментов и методологии EnterpriseArchitectureтребует достижения организацией определенного уровня зрелости, наличия ИТ-стратегии. Если вы обнаруживаете, что у потенциального заказчика реально никакой ИТ-стратегии нет, что вы делаете?

Андрей Коптелов: Тут главное не ИТ-стратегия, а стратегия бизнеса, а она должна существовать в компании, если и не на бумаге, то в голове у топ-менеджмента. Именно на ее основе проводится верификация существующих ИТ - приложенийна соответствие целям и задачам бизнеса, а также определяются ключевые приоритеты автоматизации. Фактически в проекте по управлению архитектурой предприятия может быть создан прототип ИТ-стратегии в виде плана целей в области развития ИТ, показателей и перечня проектов по переходу к целевому стоянию. Есть примеры, когда для оцифровки ключевых элементов бизнес-стратегии и ИТ-стратегии использовалась система сбалансированных показателей - BSC, на основе которой формировался план проектов по трансформации бизнеса сихприоритезацией от целевых установок. В этом случае ИТ-стратегия имела вид не «бумажного кирпича», который удобно хранить на полке, а отчета из информационной системы поддерживающей процесс управления архитектурой предприятия, что превращало ИТ-стратегию в реальный инструмент управления.

страницы: