ИТ для банков: инновации отходят на второй план

Финсектору надоела тема "банков будущего" – такой вывод сделали аналитики на прошедшей конференции "ИКТ в финансовом секторе", организованной CNews Analytics и CNews Conferences. CIO уверены, что настало время спуститься на землю и решать задачи сегодняшнего дня. Поэтому ИТ-департаменты предпочитают отказываться от "визионерских" концепций в пользу первичных потребностей и горячих трендов. Чем ответят интеграторы?

страницы:

Финсектор и ИТ

Аркадий Затуловский, директор по информационным технологиям "Нордеа Банка", задался вопросом: что такое вообще ИТ-проекты? Практика проектной работы от банка к банку сильно различается. "В "Нордеа Банке" вообще нет ИТ-проектов, - парадоксально заявил Аркадий Затуловский, - у нас есть проекты с ИТ-составляющей. Там должен быть один менеджер по информационным технологиям, и на этом все. Какие у нас при этом возникают требования? Чтобы открывались только действительно нужные проекты, в которых есть как заказчик, заинтересованное лицо, так и спонсор; чтобы осуществлялся полный контроль за ходом исполнения. При этом нужно управлять рисками - это повышает вероятность успеха".

Свой стратегический план управления ИТ-развитием, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса и достижение поставленных целей, раскрыл Алексей Михайлов, CEO инвестиционной компании MultiWealth. По его словам, основным направлением является развитие и совершенствование документооборота. Безопасность и сохранность информации очень важна, но, в то же время, хотелось бы удобства при заключении договоров с клиентами. Компания пытается достичь баланса между двумя этими пунктами. Кроме того, в приоритетах облачные сервисы (CRM, рассылки, социальные модули для связи с инвесторами и подписчиками) и развитие платформы, которая позволяет определить индивидуальный портфель клиента с учетом его склонности к риску.

Фокус внимания с "технологий будущего" сместился, но расходы на ИТ в розничных банках все равно растут, вопреки прогнозам аналитиков. По данным Ovum в России они увеличились на 3,4%, в Европе все скромнее — 0,4%. Владислав Плетнев, руководитель службы поддержки систем отчетности и рисков банка ВТБ24, совместно с Михаилом Тобурдановским, консультантом I-Teco, рассказал о том, что в их компании после того, как учли все издержки бизнеса, перешли к вопросу, что делать с издержками косвенными. При этом в банке столкнулись с тем, что невозможно определить совокупную стоимость владения ИТ-активом в контексте себестоимости ИТ-услуг. За рамками учета остаются операционные затраты на внутренние работы, не учитываются комплектующие, используемые при модернизации и ремонте, не принимается в расчет стоимость потребленных внешних и внутренних услуг, а также прочих затрат в части обслуживания ИТ-актива. Кроме того, отсутствует единое информационное пространство между ИТ-системами банка, хранящими данные по активам на протяжении их жизненного цикла: от закупки до вывода из эксплуатации - плюс нет сквозных потоков данных из разных систем.

Решением стало создание ПО, интегрированного с ИТ-системами банка, в которое загружены самые актуальные данные. Для этого был разработан процесс управления ИТ-активами, объединенных с уже существующими процессами. В дальнейших планах - расширение его функционального охвата, учитываемых ИТ-активов, поглощение действующих систем учета и увеличение степени и охвата интеграции.

Инновации: да или нет?

Несмотря на то, что тема "банков будущего" ушла из поля зрения директоров по ИТ, гиганты финансовой сферы по-прежнему не желают расставаться с ролью инновационных флагманов. Какие черты характерны для современного банка, не чуждающегося инноваций? Своим видением поделился Александр Хлуденев, заместитель генерального директора компании "Крок": "Мы, как одни из самых больших партнеров в области информационных технологий для банков, понимаем, какие именно проекты востребованы такими заказчиками. Банки, которые стремятся преобразовать себя и ведут активную деятельность на рынке, выделяются проектами, связанными с анализом большого количества неструктурированных данных: аудио-контента (если говорить о call-центрах), видеоконтента, сведений, поступающих из социальных сетей. Это помогает обогатить профиль клиента и дополнительно сегментировать свои продукты и маркетинговые кампании". Еще один признак инновационности — борьба банка за внутреннюю эффективность, то есть внедрение проектов, оптимизирующих и автоматизирующих бизнес-процессы, например, Business Process Management и Business Rules Management System.

Новый подход к информационно-технологической стратегии в финансовом секторе предложил Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса компании "Диасофт". "Основной подход к построению ИТ-архитектуры внутри банка, которого наша компания придерживается и внутри которого мы реализуем все наши программные решения, - компонентный. Эра монолитных АБС закончилась. Старый подход был возможен, когда объем бизнес-операций и набор предлагаемых продуктов и услуг еще были невелики — то есть на этапе становления банковского бизнеса в целом. Сейчас банковский бизнес диверсифицирован. Монолитная система в таких условиях просто не будет нормально работать - нарушатся требования непрерывности бизнес-процессов".

В компании "Диасофт" считают, что разумнее поделить всю предметную область банка на компоненты, при этом каждый блок должен "закрываться" отдельным независимым решением. Эта декомпозиция выполняется везде, а не только на уровне фронт- и бэк-офисов. Такой подход дает банкам возможность при решениях конкретных задач использовать узкоспециализированный продукт.

Горячие тренды: мобильный банкинг и "облака"

Интерес к мобильным технологиям резко подскочил. Теперь это — один из самых привлекательных трендов для финансового сектора. Если в 2009 году данная технология занимала только 12 место в рейтинге наиболее значимых, то к 2012 году вышла на вторую позицию, уступая первенство только BI. Предполагается, что в России через 2-3 года клиенты банков сократят операции, осуществляемые посредством пластиковых карт, в пользу операций через мобильные устройства.

Алексей Казарцев, директор "Азиатско-Тихоокеанского банка", уверен, что именно мобильный банкинг способен повысить качество обслуживания клиентов. Им никуда не нужно ходить, чтобы получить услуги от банков, а банки, в свою очередь, экономят на организации обслуживания фронт-офиса и персонале. Однако если сравнивать развитие мобильного банка с эволюцией жизни, то на данный момент мы имеем, допустим, "пресмыкающихся", "земноводных", "млекопитающих", а до человека еще не дошли. Так Алексей Казарцев объяснил различия и степень развития трех классов мобильных банковских систем: браузерных, карточных и полнофункциональных, у каждой из которых есть свои плюсы и минусы.

По мнению Казарцева, браузерный мобильный банкинг скоро отомрет из-за проблем с безопасностью, несмотря на то, что внедряется данный продукт просто и быстро. Доступ в такую систему осуществляется с помощью логина-пароля и подтверждающих sms, которые хакеры уже научились перехватывать. Самая надежная из имеющихся на сегодня мобильных банковских решений — это полнофункциональные системы, "терминал типа Qiwi в мобильнике", как назвал их спикер. Вопрос о ее степени неуязвимости, впрочем, вызвал недоверие зала: наверняка, злоумышленники придумают способ, как пробрать и в такой тип мобильного банкинга. "Придумают — будем плакать. А пока нужно пользоваться тем, чем есть, - парировал Алексей Казарцев, - то есть "млекопитающими". Со временем и до класса "человек" дорастем".

страницы: