ИТ в медицине: на что идут госинвестиции

Нельзя сказать, что развитие ИТ в российском здравоохранении является сегодня неприоритетным направлением. Однако на фоне остальных проблем, накопившихся в отрасли, ИТ уделяется меньше внимания, чем хотелось бы. Долгое время здесь основной причиной считался недостаток финансирования, однако сегодня ситуация меняется. Как грамотно проводить информатизацию, каковы риски внедрения — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола "ИТ в здравоохранении 2011: куда движется отрасль", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Плисс Михаил, менеджер по работе с Федеральными организациями здравоохранения Microsoft

CNews: Какие проблемы информатизации здравоохранения вы считаете наиболее актуальными применительно к российским реалиям?

Михаил Плисс: Проблема номер один – это целеполагание. В здравоохранении работает много врачей, они хорошо лечат, но многие из них не понимают, причем, совершенно искренне, зачем им компьютеры и системы, что они дают здравоохранению в целом и врачу и пациенту в частности,. Им этого никто не рассказывает.

Многие уже побывали на Западе, посмотрели западные клиники, увидели, что там все медицинские, сервисные и бизнес-процессы поддерживаются современными медицинскими информационными системами. Но у людей еще не сложилось однозначное понимание того, что это дает им лично, их коллегам и их пациентам.

Первая проблема связана со второй – отсутствие единых медицинских стандартов и процессов обслуживания. Каждый врач пытается выстроить их сам, не опираясь на мировой опыт, в меру своего управленческого опыта и образования. В соответствии с этим он дает задания специалистам, которые пытаются конкретно для него выстроить еще одну из нескольких сотен российских медицинских систем, которая невозможно использовать практически нигде, кроме как в данном ЛПУ.

Эти две проблемы порождают все остальные – лоскутнаую автоматизацию, недостаток финансирования (никто не понимает, зачем инвестировать деньги в системы, которые не нужны нигде, кроме данного ЛПУ), недостаток кадров (нельзя подготовить кадры, которые знают одновременно несколько сотен систем) и т.д.

CNews: Какие меры по стимулированию информатизации российского здравоохранения, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

Михаил Плисс: Первая мера– стандартизация. Автоматизация хаоса приводит к автоматизированному хаосу. Необходимо на уровне Минздравсоцразвития и Минсвязи разработать и утвердить стандарты процессов, справочники, документы, технологии и обеспечить этим стандартам юридическую поддержку, создать дорожные карты их внедрения. Компания «Майкрософт» и ее партнеры обладают всеми необходимыми компетенциями для решения этих задач как для отрасли в целом, так и для отдельных медучреждений. Вторая необходимая мера – стандартизация. И третья – тоже стандартизация. Без этого огромные деньги в здравоохранении будут тратиться на поддержку множества решений, не имеющих будущего.

Именно стандартизация процессов составляет суть международного опыта, именно стандартные процессы, технологии, справочники, регламенты информационного обмена являются основой, базисом для решения проблем здравоохранения во всех странах мира. Изобрести нечто новое здесь невозможно, надо на основе международных стандартов вырабатывать отечественные, жестко контролировать их внедрение в информационные системы в частности и в повседневную работу медицинского персонала вообще. Именно это позволит сократить отставание в информатизации здравоохранения и повысит качество медицинских услуг.

Если есть стандарты, то становится понятно, что информатизировать, как сравнить разные системы и определить, какая лучше, какая хуже, какая не подходит вообще.

CNews: Правительство заявило о выделении 24 млрд руб. на 2011-2012 гг. на модернизацию здравоохранения. На решение каких задач по информатизации  отрасли их в первую очередь необходимо направить, по вашему мнению?

Михаил Плисс: Было бы правильно сформировать стандартные процессы медицинского обслуживания, хотя бы только те, которые касаются первичного приема и дальнейших назначений. Это уже принесет ощутимый результат. Хорошо было бы «заморозить» данные стандарты в нескольких (3 – 5, не больше) перспективных медицинских системах и раздать их с помощью современных «облачных» технологий во все медучреждения, так, чтобы выровнять всю систему первичного приема по всей стране. Если это сделать, дальнейшие инвестиции не пропадут, за этот хвостик можно будет дальше вытащить всю лису, усовершенствовать системы назначений, построить системы KPI и т.д.

CNews: Представители вашей компании входили в состав жюри, которое отбирало лучшие региональные решения по информатизации здравоохранения для дальнейшего включения их в фонд алгоритмов и программ Минздравсоцразвития. Как продвигаются работы по формированию этого фонда?

Михаил Плисс: Фонд хорош тем, что программы, которые в него входят, отвечают единым требованиям. Фонд плох тем, что модель внедрения данных программ и кадрового обеспечения не до конца проработана.

Мы вместе со всем профессиональным сообществом, которое занимается информатизацией здравоохранения, работаем над тем, чтобы программы и рекомендации по их внедрению были основаны на передовом международном опыте и самых последних информационных технологиях, позволяющих повысить качество медицинского обслуживания граждан и снизить стоимость владения этими системами.

CNews: Как вы оцениваете перспективу распространения "облачных вычислений" в системе российского здравоохранения? В каких областях "внутрицеховые облака" могут оказаться наиболее удачным выбором?

Михаил Плисс: Перспективу облаков я оцениваю словом «радужная». Облачные вычисления – следующий логичный шаг развития информационных систем во всем мире. Оптимальное использование «железных» ресурсов уменьшает стоимость информационной системы в расчете на одно рабочее место и дает возможность за те же деньги реализовать больше функций, необходимых врачу и пациенту. Компания «Майкрософт» – безусловный лидер в решениях в области облачных вычислений. Мы предоставляем весь свой мировой опыт для российских партнеров, которые реализуют данные системы с целью повышения качества медицинских услуг.

страницы: