ИТ в страховании: мобильность и "облака"... подождут

По количеству игроков отрасль страхования невелика – не более 500 компаний, – но очень значима, поскольку благодаря обязательному страхованию (ОМС и ОСАГО) клиентами являются почти все граждане России, да и страхование бизнес-рисков зачастую является обязательным. При этом степень автоматизации компаний незначительна, а потребностей масса. Копировать методы банков (формально банки и страховщики принадлежат одной отрасли) не получается, поскольку организация бизнеса носит принципиальные отличия.

страницы:

18 июня 2013 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics провели круглый стол «Страхование: актуальные проблемы информатизации», где обсудили, в частности, какие требования будут предъявлены к страхованию завтра и как можно ответить на них с помощью информатизации, а также другие вопросы.

Бизнес-SOA

Страховое дело в сильной степени зависит от ИТ: никто из участников круглого стола не поставил под сомнение необходимость автоматизации бизнес-процессов в страховых компаниях. Очевидно, будут развиваться аналитические системы с целью повышения точности и скорости актуарных расчетов и оптимизации процесса андеррайтинга.

Большой резерв повышения эффективности лежит в оптимизации фронт-офиса и быстром реагировании на изменения внешней среды путем гибкой адаптации страховых продуктов. При нынешней многоканальной системе продаж – агентами, через сайт или при посредстве партнеров – синхронность внесения изменений особенно важна. На этом вопросе акцентировал внимание Александр Соломонов, исполнительный директор компании «Вирту Системс».

Традиционные подходы, когда изменения в страховой продукт требуется вносить во множестве различных систем самого страховщика и его партнеров (например, при продаже через сайты), в современных условиях не выглядят достаточно оперативными. Удовлетворить требования бизнеса по динамичности страховых продуктов позволяет виртуальный фронт-офис, позволяющий настроить любые виды страхования и гибко их модифицировать из одной точки, включая онлайн-продажи через любые сайты, точки продаж страховщика и агентский портал.

Кроме того, значительно облегчается взаимодействие с партнерами. Например, при продаже полисов через банк система банка передает информацию о клиенте и продукте в специальный модуль: на основе настроенных правил формируется список возможных для предложения страховых продуктов и производится предварительный расчет стоимости без отлечения на эту непрофильную работу сотрудника банка, которому остается только озвучить предложение для клиента и оформить полис в случае его согласия.

Этот пример иллюстрирует возможности более широкого подхода, чем просто автоматизация фронт-офиса. Александр Соломонов называет эту концепцию Business SOA – по аналогии с обычной SOA. Бизнес получает возможность адаптивно изменять страховые продукты, компонуя их из готовых блоков.

Контроль расходов и бюджета

Качество управления финансами в страховой компании весьма сильно влияет на ее эффективность, но ужесточение контроля и ограничение расходов далеко не всегда способствуют процветанию бизнеса. Бюджетирование – это инструмент управления завышенными расходами. Такой, на первый взгляд парадоксальный вывод сделал Андрей Захаров, директор по развитию TOPS Consulting. К тому же слишком подробный бюджет «съедает» ресурсы на его составление, контроль и выполнение.

В погоне за экономией бизнесу не нужно забывать, что есть не только верхний, но и нижний предел затрат. Например, если где-то в регионе начался локальный рост продаж, то компании нужно открывать новые офисы и наращивать инфраструктуру, чтобы удовлетворить растущий спрос. Однако строгое следование финансовому плану, в котором эти расходы не были предусмотрены, не позволит этого сделать.

К сожалению, в ситуации, когда процессы финансового планирования реализуются посредством Excel, – именно так сейчас обстоит дело во многих страховых компаниях – решить эту дилемму невозможно. Чтобы реализовать управление финансами, кореллирующее с основными бизнес-процессами, бюджетирование должно быть «завязано» на KPI. Причем Андрей Захаров предлагает дать сотрудникам возможность самим контролировать свою эффективность – и предложить соответствующие показатели.

Так, в компании «АльфаСтрахование» не придерживаются жестких бюджетов. Однако руководитель подразделения обязан на каждые потраченные сверх бюджета 10 рублей обеспечить 50 рублей прибыли.

Следует остерегаться ложных путей развития, предостерег Андрей Захаров. Речь идет об увеличении числа плановых показателей, ужесточении регулирования, строгом следовании бюджету и микроменеджменте. ИТ легко позволяет это сделать, однако технические средства лучше использовать более разумно.

Основным эффектом от внедрения систем бюджетирования стоит считать создание более прозрачной среды, в которой возможно делегирование ответственности и децентрализация принятия решений, а сам процесс планирования становится непрерывным, что позволяет добиваться истинных целей, а не работать для галочки.

Бюрократические фабрики

Страховой бизнес связан с производством огромного числа документов. В среднем на страховую компанию приходится примерно 1,5 млн договоров, при этом лидеры рынка имеют по 25 млн договоров и более. В условиях нашего законодательства и жесткого регулирования страхового дела, печать документов становится критически важным сервисом для бизнеса.

То, что печать – это именно сервис, ни у кого уже не вызывает сомнений. Поддержку всей инфраструктуры печати, построенной, как правило, на оборудовании различных вендоров, вполне можно передать на аутсорсинг. Николай Дмитриев, директор по развитию бизнеса, KonicaMinolta, рассказал, как страховые компании могут оптимизировать свои расходы на производство документов. Среди типичных задач по управлению сервисом печати, кроме необходимости обслуживать «зоопарк» систем, также значится несанкционированное использование офисной техники в личных целях, необходимость печати с любого устройства на любом аппарате в любом офисе компании и особые требования к работе с конфиденциальными документами.

страницы: