ИТ-аутсорсинг против инсорсинга: побеждает инсорсинг

CNews Conferences и CNews Analytics организовали 10 октября 2013 г. конференцию «ИТ-аутсорсинг 2013». На ней во всех подробностях рассматривалось, что и как можно передавать на аутсорсинг, как обеспечить контроль за сторонними ресурсами и какие выгоды получает при этом заказчик.

страницы:

Управление сервисами печати

Одна из форм аутсорсинга – это передача офисной печати сторонней компании, или иначе концепция MPS (managed print services). В Европе к аутсорсингу печати прибегают в половине случаев. Это нацелено на оптимизацию ИТ-расходов. О большой экономии, впрочем, говорить не приходится. В зависимости от типа организации на печать расходуется от 1% до 15% бюджета. Логистические и транспортные компании тратят на офисную печать около 2%, а специализированные маркетинговые и рекламные фирмы – до 15%. В среднем же, как отмечает Наталья Ушакова, менеджер по работе с корпоративными заказчиками по направлению MPS, HP, затраты составляют 5,9% от оборота компании. В России MPS только набирает вес – сегодня на этот вариант сотрудничества приходится около 5% контрактов.

В результате работы аутсорсера повышается продуктивность, безопасность печати, что, по словам Александра Лужкова, директора компании «СервисДирект», достигается за счет систем удаленного мониторинга, льготных цен на технику и расходники, а также консолидации печати.

Отрасль Доля расходов на печать в общем объеме расходов компании,%
Маркетинг и реклама 14,79
Юриспруденция 13,7
ИТ 10,24
Здравоохранение 8,56
Больницы 7, 65
Финансы 6,84
Телекоммуникации 6,28
Банковские/финансовые услуги 5,25
Бизнес-сервисы 4,47
СМИ и развлечения 3,97
Фармацевтика 3,6
Страхование 3,06
Логистика и транспорт 2,02
Товары народного потребления 1,64
Строительство и инжиниринг 1,5
Нефтегазовый комплекс менее 1

Источник данных: HP, 2012

Но всегда ли вот так просто передать офисную печать на аутсорсинг? Как оказалось, далеко не все MPS-провайдеры отвечают требованиям заказчика, особенно если он имеет территориально-распределенную организационную структуру. К слову, именно так организована компания ABB, предприятия которой разбросаны по всей территории России от Мурманска до Южно-Сахалинска. По словам Вячеслава Гайлуня, начальника отдела инфраструктуры ABB, в 2006–2007 гг. все организации холдинга числом более 30-ти были объединены в единое юридическое лицо. При этом возникла необходимость введения системного подхода к управлению парком оборудования в целом и системой печати в частности – используемые печатающие устройства не были унифицированы.

Для выхода из ситуации было решено воспользоваться аутсорсингом. Он должен обеспечить высокое качество печати и реализовать единые подходы к управлению всем печатающим хозяйством. Как рассказал Вячеслав Гайлунь, критерии выбора MPS-провайдера у компании были достаточно жесткие – он должен отвечать требованиям международного уровня, обеспечивать определенный условиями договора SLA, вести ежемесячную статистику, мониторинг, предоставлять резервный фонд расходных и запчастей, а также логистические услуги по поставке оборудования. В тендере участвовало несколько поставщиков, однако победивший в конкурсе MPS-провайдер провалил проект – он не смог оказывать услуги всем филиалам (покрыто было лишь 40% подразделений). В офисах ABB, расположенных в небольших городах, должный уровень SLA не был обеспечен. Лишь на второй итерации был найден MPS-провайдер – это вендор HP, который подошел ABB и по набору услуг, и по финансовым затратам на сопровождение офисной печати.

Инсорсинг или аутсорсинг

Один из наиболее интересных аутсоринговых проектов последнего времени, реализованных в банковской сфере, – это передача АБС (автоматизированной банковской системы) внешней компании. На этот шаг пошел сравнительно небольшой банк «Монолит», основанный в 1992 г. и обслуживающий ряд предприятий металлургического комплекса России, а также торговые и строительные компании Москвы и Санкт-Петербурга.

В прошлом году банк принял решение о развитии бизнеса и увеличении количества точек продаж. Вслед за этим, конечно же, потребовалась бы технологическая модернизация банка. Однако, как рассказывает Олег Коротков, вице-президент КБ «Монолит», бизнес принял решение не инвестировать в собственные центры обработки данных, не расширять штат ИТ-подразделения, а воспользоваться аутсорсингом.

Схема подключения офисов банка к АБС на аутсорсинге

Источник: КБ «Монолит», 2013

В результате автоматизированная банковская система передана на обслуживание сторонней компании, которая осуществляет ее обслуживание и поддержку. При этом защита обеспечивается множеством средств: это брандмауэры Check Point, и сертифицированная ФСБ криптография, и средства физической защиты серверов, а также компоненты для круглосуточного мониторинга оборудования. Проект стартовал в июне 2012 г. В течение месяца был выбран поставщик решения и подписаны необходимые соглашения, а с июля прошлого года началось внедрение – сначала мигрировал головной офис, а вслед за ним ряд филиалов. С конца 2012 г. по сегодняшний день к созданной аутсоринговой АБС подключаются новые офисы и филиалы банка.

Негативный опыт

Аутсорсинг – не единственный способ добиться экономии на ИТ. Денис Габадулин, начальник отдела системного анализа специализированного депозитария «Инфинитум», в своей презентации процитировал слова Барака Обамы о «необходимости бороться с аутсорсингом и способствовать созданию рабочих мест в США» и отметил, что далеко не всегда аутсорсеры честны перед заказчиком.

Опыт автомобильной компании Sollers – еще одна иллюстрация, когда аутсорсинг невыгоден. Компания объединяет несколько производственных площадок, на которых выпускаются внедорожники и грузовики. С 2011 г., кроме того, она сотрудничает со многими западными вендорами, включая Ford, Toyota и др., а также занимается совместным выпуском автомобилей. Как отметил Иван Михайлов, заместитель директора по ИТ «Соллерс», с точки зрения развития ИТ-инфраструктуры в Sollers было все в порядке – существовала и сеть распределенных центров обработки данных, и сеть передачи данных, высок был и уровень информатизации бизнес-процессов от планирования до сбыта. Однако прямые расходы на ИТ были высоки.

В 2013 г. было принято решение выделить ИТ-службу в дочернюю компанию Prof-IT Group, которая специализируется на системной и сетевой интеграции, консалтинге, а также поставке и обслуживании оборудования. Иначе говоря, она выполняет типичные аутсорсинговые функции, но в виде инсорсинга. ИТ-подразделения, прежде обслуживающие различные производства Sollers, включая Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), Заволжский моторный завод (ЗМЗ), «Соллерс-Дальний Восток» (ДВ) и центральное Московское отделение (МСК), переданы в отдельную ИТ-компанию с числом сотрудником 150 чел.

Такой подход позволил сравнивать качество и затраты на ИТ-услуги со среднерыночными и на основе этого оценивать эффективность ИТ-службы, избавляться от непрофильных направлений ИТ и стандартизировать все используемые в компании ИТ-решения. Еще одна цель – это обеспечение дополнительного дохода от внешних клиентов. Сегодня Prof-IT Group, помимо обслуживания материнской компании, исполняет роль аутсорсера или интегратора для других заказчиков.

Динамика количества ИТ-сервисов в Sollers

Источник: Sollers, 2013

Итог конференции подвел Михаил Рыстенко, директор по ИТ компании «Альбатрос Карго». Обобщая все сказанное, он отметил, что при аутсорсинге риски – если не постоянный, то очень частый гость, и сделал вывод: аутсорсинг это далеко не всегда дешевле.

Сергей Лосев

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs
Аутсорсинг: кому и чем это выгодно
Презентация Афанасьев Николай, руководитель направления ИТ-аутсорсинга, Микротест
ИТ-аутсорсинг как инструмент решения задач бизнеса в периоды трансформации. Практический опыт
Презентация Мякишев Антон, директор по развитию бизнеса S&T
Cloud Testing – инновационный подход к аутсорсингу процессов обеспечения качества ПО
Презентация Смолов Сергей, менеджер по продажам услуг управления сервисов, Softline
Самые востребованные услуги IT-аутсорсинга у корпоративных клиентов
Презентация Ушакова Наталья, менеджер по работе с корпоративными заказчиками по направлению MPS, HP
Основные преимущества перехода на аутсорсинг печати
Презентация Лужков Александр, директор СервисДирект
Managed Print Services. Взгляд изнутри
Презентация Аншина Марина, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-Директоров
Что отдать на аутсорсинг
Презентация Габадулин Денис, начальник отдела системного анализа, Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ"
Ложка дегтя или как поверить в чудо
Презентация Гайлунь Вячеслав, начальник отдела инфраструктуры, АББ
Опыт аутсорсинга ИТ-сервисов в 2013г
Презентация Михайлов Иван, заместитель директора по ИТ, СОЛЛЕРС
От аутсорсинга к инсорсингу: новые возможности
Презентация Коротков Олег, вице-президент, КБ Монолит
Новый подход к оптимизации бизнес-процессов банка: аутсорсинг АБС
Презентация Рыстенко Михаил, директор по ИТ, Альбатрос Карго
Как меняется работа ДИТ при обращении к ИТ-аутсорсеру
Презентация Скачать архив целиком
Презентация Кейс материалы компании Ventra
страницы: