Мнения экспертов: каких ИТ не хватает госсектору?

Во всем мире государственный сектор является самым крупным заказчиком в сфере ИКТ. Ведь все граждане — это по сути "клиенты" государства, а сегодня невозможно эффективно решать задачи в сфере госуправления и оказывать населению услуги на высоком уровне без использования информационных систем. 2010 год оказался богатым на события в сфере информатизации госсектора. Также он отметился целым рядом кадровых изменений в руководстве российской ИТ-отраслью. О том, как все это скажется на развитии рынка, а также об общем уровне информатизации госсектора, планах государства и приоритетных решениях говорили участники конференции "ИТ в госсекторе: новая программа развития", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Социальные сети сегодня также рассматриваются как перспективный элемент архитектуры "Электронного правительства 2.0". В Зеленограде уже есть опыт предоставления многоканального доступа к госуслугам, в том числе и с использованием соцсетей.

Критика обоснованна?

Владимир Дрожжинов, председатель правления Центра компетенции по электронному правительству, поделился своими выводами касательно хода процесса информатизации органов госвласти.

По его мнению, непредвзятому наблюдателю очень трудно найти что-либо новое в "новой" программе развития ИТ в госсекторе. Во-первых, по его мнению, как таковой ее нет. Во-вторых, развитие и внедрение - это не одно и то же. К сожалению, по словам г-на Дрожжинова, на деле осуществляется внедрение преимущественно зарубежных ИТ и в той части госсектора, которая "перерабатывает бумагу" (министерства и ведомства), но не в реальном секторе экономики. Кроме того, несмотря на анонсируемое "развитие", не слышно про отечественные инновационные ИТ для "бумагоперерабатывающей" части госсектора. В целом состояние в секторе г-н Дрожжинов оценивает как "много ИТ для госсектора и мало ИТ для граждан".

ИТ объединяют

Большинство дискуссий на тему электронного правительства посвящено только одной стороне - собственно правительству и взаимодействию с ним отдельного гражданина. Каким бы электронным и дружелюбным правительство не пыталось казаться, но оно остается властью, и одному человеку подчас трудно отстаивать свои права в противостоянии с государством.

Интернет предоставляет уникальные возможности для объединения граждан, чтобы сообща добиваться реализации своих прав. Социальные сети позволяют вести обсуждения и организовывать любые сообщества, однако это преимущественно не выходит за рамки беседы. Тем не менее, для того, чтобы стимулировать решение вопроса, в соответствующую инстанцию должен поступить юридически грамотный документ с четко сформулированными требованиями. А если под ним будет несколько десятков, сотен или тысяч подписей граждан, это заставит чиновников работать активнее.

Андрей Богданов, руководитель проекта, представил информационную систему "Демократор", механизм реализации электронной демократии в России. "Демократор" — это веб-сайт, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы госвласти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям.

"Демократор" может предложить полезные сервисы и органам власти, обеспечивая мониторинг проблем и обратную связь (контроль и оценку качества работы чиновников), а главное – формирует и поддерживает лояльное отношение граждан к органам власти, так как конечным продуктом дискуссии групп граждан и власти является документ в виде "коллективного обращения", а не протестные призывы.

По мнению г-на Богданова, внедрение в России информационной системы "Демократор" значительно снизит вероятность таких проявлений как "Кущевка", столкновения на Манежной площади, "крышевание" игорного бизнеса и т.п.

Какие решения актуальны госсектору

Евгений Овчаров, заместитель генерального директора "Прогноз", выступил с докладом "Инструменты информационно-аналитической поддержки руководства федеральных и региональных органов власти".

По оценкам компании, среди эффектов от внедрения информационной системы для органа государственной власти - наличие "мгновенного" доступа к актуальной информации по курируемым направлениям (сферам) деятельности, обеспечение единой точки доступа к необходимым информационным ресурсам вне зависимости от географического местоположения, представление информации в сжатом и наглядном виде, повышение качества контроля деятельности курируемых подразделений.

На выставке, прошедшей в рамках конференции, были представлены решения "Прогноза" для госсектора. Особый интерес посетителей вызвали разработки для Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, Африканского банка развития, а также региональный сегмент ГАС "Управление".

Валерий Шерман, ведущий системный архитектор Motorola, затронул тему мобильных решений. Компания Motorola является одним из пионеров в мобильных решениях и имеет в своем портфеле ПО, востребованное в силовых ведомствах, службах спасения, различных сервисных организациях. Эти устройства позволяют управлять парковкой, получать доступ к данным паспорта, водительского удостоверения, или социальной карты.

Космические технологии давно стали для нас чем-то привычным и в то же время недоступным. Компания "Совзонд" ломает этот стереотип и предоставляет доступ к данным космической съемки, что позволяет решать задачи природоохранного мониторинга, сельскохозяйственного мониторинга, мониторинга лесов.

Космический мониторинг заключается в непрерывном многократном получении информации о качественных и количественных характеристиках природных и антропогенных объектов и процессов с точной географической привязкой. Он позволяет получать однородную по качеству информацию единовременно для больших территорий, что практически недостижимо при любых наземных обследованиях. Это делает его незаменимым инструментом для принятия оперативных мер и управленческих решений.

Новый подход к космическому мониторингу продемонстрировала Милана Элердова, директор по развитию бизнеса компании "Совзонд". Она рассказала о практических примерах применения космического мониторинга. Так, например, на основании данных космической съемки можно определить реальное состояние посевов и более точно начислить налоги, оценить размер вырубки лесов и подсчитать сумму штрафа, выявить незаконные свалки и ликвидировать их.

Вячеслав Ерохин, начальник Управления разработки и эксплуатации информационных, коммуникационных систем аналитического центра при правительстве РФ, рассказал о применении информационно-аналитических систем в управлении государственными программами и проектами. Аналитический центр отвечает за экспертно-аналитическое обеспечение деятельности правительства, в частности за мониторинг проектов комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Деятельность комиссии по модернизации организована на проектной основе, всего в ее ведении сейчас находится 37 крупных проектов, общая потребность в финансировании — 777 млрд руб. Понятно, что без аналитической системы при таких масштабах и сложности задач будет невозможно оценить эффективность расходования средств и качество выполнения проектов.

Создана аналитическая система для лиц, принимающих решения (ЛПР), пользователями которой являются администрация президента, аппарат правительства, министерства и ведомства, региональные ОИВ.

Используется технологическое решение, которое можно применить для создания других систем. Это решение на основе продуктов Open source и технологии Adobe Flex.

Аналитические системы необходимы в работе органов власти. Если высшее руководство не будет видеть отдачу от этих вложений, то вопрос о развитии информатизации будет всегда натыкаться на естественный барьер. "Поэтому мы показываем первым лицам, как это работает, на примере наших аналитических систем", - сказал г-н Ерохин.

Станислав Макаров / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Казак Максим, CNews. Информатизация в госсекторе: точки роста и новые вызовы
Презентация Тимофеев Юрий, Банк России. Насколько российское ИТ-сообщество способно влиять на государственную политику информатизации
Презентация Каменнова Мария, Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ. Опыт реализации государственных электронных услуг в администрациях Псковской области и Пермского края. Тиражирование решений
Презентация Загоруйко Александр, Системы и Проекты. Совершенствование системы оказания государственных муниципальных услуг - регламенты, реестры, интеграция
Презентация Овчаров Евгений, ПРОГНОЗ. Инструменты информационно-аналитической поддержки руководства федеральных и региональных органов власти
Презентация Глонти Нана, РДТЕХ. Универсальный подход к управлению контентом в информационном обществе
Презентация Дрожжинов Владимир, Центр компетенции по электронному правительству. Что нового в новой программе развития ИТ в госсекторе
Презентация Шерман Валерий, Motorola. Мобильные технологии в госсекторе: опыт Motorola
Презентация Элердова Милана, Совзонд. Информационно-аналитические системы для поддержки принятия решений на базе космического мониторинга
Презентация Коробова Анна, префектура Зеленоградского административного округа г.Москвы. Трансформация предоставления государственных услуг на основе ИТ. Международный и российский опыт
Презентация Гадеев Руслан, Huawei Technologies. Решения и опыт Huawei для построения информационного общества в России
Презентация Богданов Андрей, портал "Демократор". Информационная система «Демократор» как механизм электронной демократии в России
Презентация Ерохин Вячеслав, начальник Аналитический центр при Правительстве РФ. Применение информационных технологий для решения задач мониторинга государственных программ и проектов. Реализация программно-целевых методов управления.
Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: