Облачные технологии стали мейнстримом

Облачные технологии сегодня — это уже не просто тренд, о котором все говорят. В России, как и во всем мире, все больше компаний делают «облака» неотъемлемой частью бизнес-модели. Если раньше директора и CIO спорили о том, стоит ли заниматься облачными технологиями, то сегодня они уже решают, где выгоднее хранить данные, как максимально эффективно использовать мощность ЦОДов и какие еще функции ИТ перевести в «облако». О новом этапе развития сегмента говорилось на конференции «Облачные технологии: расширение горизонтов», организованной 9 сентября 2014 г. CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Александр Шабанов: Просто предоставить сеть или место в ЦОД уже мало

Александр Шабанов, коммерческий директор компании «Электронная Москва», оценил динамику спроса на облачные сервисы со стороны госсектора, а также назвал главные требования к этому виду услуг.

CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на облачные сервисы со стороны госсектора в 2014 году по сравнению с 2013 годом?

Александр Шабанов: В настоящее время идет расширение ИТ-проектов для государственного сектора. Наша компания реализует ряд крупных облачных проектов для госсектора — это электронный документооборот города Москвы, единая почтовая система, ЕМИАС, портал управления многоквартирными домами «Дома Москвы» и многое другое. Динамику развития хорошо демонстрируют цифры по системе электронного документооборота: количество пользователей на сентябрь 2013 года составляло около 40 тысяч, а общий объем данных – 10ТБ. В сентябре 2014 года мы имеем уже более 50 тысяч пользователей и 40ТБ общего объема данных.

CNews: Какие требования выдвигает к провайдеру госсектор сегодня?

Александр Шабанов: Государственные системы всегда высоконагруженные, они предназначены для обслуживания сотен тысяч пользователей, поэтому провайдер должен иметь автоматизированную службу технической поддержки, которая может обеспечивать проактивную реакцию для предупреждения внештатных ситуаций и предоставлять отчетность в режиме реального времени. В «Электронной Москве» система технической поддержки построена на SM, а система сетевого мониторинга, являющаяся элементом проактивной системы предупреждения инцидентов, – на открытой платформе Zenoss.

Значимый фактор – время ввода сервисов в эксплуатацию и их дальнейшее функциональное развитие. Это трудно осуществить без автоматизации тестирования и документирования изменений, последнее особенно важно еще и потому, что заказчик должен иметь возможность легкой смены провайдера. Для автоматизации этих процессов у нас внедрена система жизненного цикла приложений ALM. Хочу отметить, что SM и ALM интегрированы друг с другом.

Также государственные заказчик уделяет особое внимание вопросу сохранности собственных данных. Провайдер должен обеспечить их безопасность, сохранность и возможность отторжения от программно-аппаратного комплекса.

Опыт эксплуатации показал, что эффективность использования ИТ-систем существенно зависит от уровня подготовленности персонала, поэтому важно, чтобы провайдер смог обеспечить обучение пользователей. В «Электронной Москве» разработано 14 курсов по обучению работе с информационными системами. Например, при запуске проекта «Активный гражданин» мы в сжатые сроки разработали курс для работников МФЦ.

Таким образом, от провайдера требуется наличие соответствующей инфраструктуры, которая обеспечивает гарантированный уровень безопасности, возможность масштабирования размещаемых систем, строгое соблюдение SLA, а также обеспечение сопутствующих сервисов. Другими словами, простого предоставления сетевой инфраструктуры или места в ЦОДе уже мало. Процессы эксплуатации, доработки, тестирования, приема программного обеспечения, обеспечения безопасности, технической поддержки, обучения пользователей, ведения справочников и даже обеспечения комфортных условий для миграции должен взять на себя провайдер.

страницы: