Управление бизнес-процессами: смена ориентации?

Эффективное управление бизнес-процессами, их модернизация – задачи, всегда актуальные для бизнеса. С того момента, когда к управлению бизнесом стали подходить как к науке, специалисты постоянно разрабатывают новые, всё более совершенные модели и подходы. Параллельно совершенствуются и системы управления бизнес-процессами. В России рынок BPM сейчас проходит переломный этап, отметили участники конференции "BPM 2012: новые пути развития", проведенной 22 марта CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

В отличие от традиционных BPM, субъектно-ориентированные значительно проще в части описания и создания работающих процессов. По сути, для моделирования они используют метаязык следующего уровня, оперируя не более чем десятком понятий: субъект, сообщение, передача, прием, отправка, выполнение функции. Это позволяет сотрудникам компании быстро, без использования специальных знаний описывать и автоматизировать существующие процессы.

Внедрение S-BPM также происходит быстро. Так, Metasonic для автоматизации процесса средней сложности внедряется за три-четыре недели.

Можно с уверенностью сказать, что на наших глазах формируется принципиально новый подход к управлению бизнес-процессами, гораздо более гибкий и технологичный, чем ранее.

Банки и BPM – созданы друг для друга

Банковский сектор, как один из наиболее структурированных в части процессов, использует BPM уже не первый год. Классический пример, который приводился представителями многих банковскоринг – оценка банками кредитных заявок клиентов. Этот процесс, будучи максимально формализованным, легко поддается автоматизации, и, при выборе правильной системы, результаты становятся видны практически сразу.

Сейчас, с совершенствованием систем BPM, в банковском секторе автоматизируются и другие процессы. На круглом столе эту тему осветили Сергей Рябов, главный ИТ-архитектор "Сбербанка России", и Рахим Сафиуллин, начальник управления бизнес-процессов компании "Банковские информационные системы". Выступление участников рынка, находящихся по разные стороны процесса, всегда дает наиболее полную картину. Оба докладчика сошлись в одном: BPM – это инструмент для управления и автоматизации подходящих, хорошо структурированных процессов, а не панацея.

Рахим Сафиуллин подробно остановился на анализе возможных трудностей, возникающих при реализации таких проектов. Обладающий значительным опытом внедрения продуктов семейства QBIS, представитель "Банковских информационных систем" подчеркнул, что в ходе большинства проектов исполнители сталкиваются с типовыми проблемами. Основное – это запутанность процессов и отсутствие у заказчика четкого понимания их структуры и взаимодействия.

Преодолеть это можно только привлечением собственной сильной команды аналитиков, работающих в тесном контакте с командой заказчика.

"Сбербанк", в последние годы активно развивающий свою ИТ-инфраструктуру, продемонстрировал цельный и взвешенный подход к выбору и внедрению BPM. В качестве решения была выбрана система PegaRULES Process Commander. Одним из ее преимуществ, облегчающих разработку, является интеграция с существующими приложениями, в частности с MS Visio, в которой происходит процесс моделирования. Сергей Рябов рассказал, что специалистами "Сбербанка" были четко определены те области, процессы которых могут быть формализованы и автоматизированы, и те, в которых BPM не используется. Это позволило избежать потерь времени и ресурсов, часто встречающихся на таких проектах. Была автоматизирована часть процессов операционного, административного и розничного блоков. Система развивается дальше, и развивается успешно.

Государственный сектор – достаточный уровень зрелости?

Как неоднократно отмечалось, внедрение системы BPM имеет смысл, когда процессы в компании достигли определенного уровня зрелости. Плотно связанные с государством структуры, увы, традиционно не отличаются реальной формализованностью и структурированностью процессов. Тем удивительнее показался доклад Леонида Алдошина, директора по проектам компании "Единая электронная торговая площадка", о внедрении BPM в одной из систем проведения государственных торгов и закупок. Для автоматизации площадки выбрали систему "Е1 Евфрат", с помощью которой всего за три недели была автоматизирована заметная часть процессов в части сопровождающего процедуры закупки документооборота.

Внедрение системы привело к улучшению многих характеристик в разы. Теперь согласование документов, которое длилось иногда неделями, проходит за два-три дня, а служебных записок – за один. Количество потерянных документов сократилось до нуля, просроченных поручений – в три раза, затраты на расходные материалы и канцтовары упали вчетверо. Заметно снизилась нагрузка на секретарей и делопроизводителей, что привело к их более эффективной работе.

Что сделать, чтобы не отстать навсегда?

Бурную дискуссию вызвал доклад профессора РАНХ и ГС при президенте РФ Владимира Алешина. Алешин, проанализировав отечественный и западный опыт, сформулировал несколько тезисов, которые позволят российскому бизнесу не идти "своим путем", а развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Ключевые моменты – осознание необходимости смены парадигмы менеджмента, построение карты бизнес-процессов, а также осознание и принятие BPM компанией как методологии менеджмента в рамках новой парадигмы. Этот подход хорошо зарекомендовал себя во множестве мировых компаний, и было бы странно не использовать в России апробированный опыт.

Антон Хавторин / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs
Презентация Машков Илья, директор по развитию, Логика бизнеса 2.0
Презентация Рябов Сергей, главный ИТ архитектор, начальник отдела архитектуры и перспективных разработок, "Сбербанк"
Презентация Ионин Алексей, генеральный директор, СофтМарт
Презентация Алдошин Леонид, директор по проектам, Единая электронная торговая площадка
Презентация Сафиуллин Рахим, начальник управления бизнес-процессов, Банковские информационные системы
Презентация Захарчук Олег, генеральный директор, АСис Софт
Презентация Синицын Иван, член правления, Центр Развития Интеграционных Технологий
Презентация Алёшин Владимир, профессор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Школа ИТ-менеджмента, кафедра "Управления бизнес-процессами"
Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: