Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

Управление процессами: компании поверили в BPM

Тема BPM не раз встречалась среди приоритетных для ИТ-сообщества в 2009 году и до сих пор притягивает и бизнес, и ИТ-компании. Если раньше инструменты для управления процессами использовались только "продвинутыми" организациями, то сейчас интерес к такого рода решениям проявляют предприятия различных масштабов и отраслей. О том, с чем это связано, а также об основных рыночных трендах и изменении запросов к BPM системам, говорили на круглом столе "BPM в России: мода или потребность", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.

страницы:

Интерес к BPM и проектам по внедрению решений для управления бизнес-процессами продолжает оставаться на высоком уровне как в мире, так и в России. Согласно отчетам Gartner, треть компаний, уже реализовавших BPM-проекты, готовы увеличить свои инвестиции в данное ПО более чем на 10%, а половина – более, чем на 5%. Можно сказать, что данный сектор пережил кризис лучше других благодаря удачно вписавшимся в этот период возможностям инструментария. Ведь ВРМ обеспечивает контролируемость процессов, оптимизацию и повышение эффективности – то есть все то, что было актуально для заказчиков. Тем не менее, сам рынок нельзя назвать зрелым – аналитики оценивают период его развития скорее как "подростковый".

Время и рыночные условия накладывают свой отпечаток на концепцию управления бизнес-процессами. Компании уходят от технологического взгляда на процессы и включают их в свои стратегические задачи. При этом ключевые тезисы вендоров в 2009 - движение от ИТ-потребностям к бизнес-потребностям, а также радикальные высказывания о том, что инновации должны быть отобраны от ИТ-специалистов и переданы бизнес-пользователям и топ-менеджменту, - сохраняются и в настоящее время.

[an error occurred while processing this directive]

В целом сейчас интерес к BPM заметен со стороны двух разных групп: BPM-сообщества и "обычных" пользователей. Первые тянутся к более изящным решениям, испытывают потребность в центрах компетенции по BPM, которые позволяли бы совместно вести ресурсы, собирать знания и консолидировать лучшие практики. Все это в конечном итоге должно способствовать повышению уровня зрелости организаций. Вторая группа - "непроцессники" – становится все более активной. Однако они стремятся к упрощению и испытывают потребность в эффективности и быстрой отдаче от такого рода решений.

Куда идет рынок

Одним из основных трендов BPM сейчас можно считать социальную направленность. Сотрудники любой компании занимаются не процессами, а задачами. И эти задачи в их понимании должны быть увязаны с процессами – только тогда они смогут понять свою роль и оценить свой вклад в миссию компании. Тем самым повысится эффективность бизнеса и вырастет отдача от такого рода проектов. Ведь, по мнению аналитиков, основной причиной провала BPM-проектов является недостаток координации и коммуникации. Другими словами, сама идеология BPM предполагает, что она должна быть максимально социальной.

Еще одна рыночная тенденция – потребность в отраслевой специализации решений. Сегмент BPM развивается по аналогии с рынком ERP и, как и тот в свое время, движется в сторону отраслевых проектов.

Любой ИТ-сегмент подстраивается под общие тенденции развития рынка и BPM в этом смысле не является исключением. Новым рыночным требованием является мобилизация: с каждым днем растет количество пользователей iPhone и iPad, соответственно увеличивается спрос на приложения под них. Уже сейчас существуют SAP для iPad, Lotus для iPad, Citrix для iPad. Следующим шагом, возможно, станет создание BPM для iPad.

Одной из ключевых тем 2009 года, перешедших в 2010, является открытость продуктов и приложений. В прошлом году было мало таких решений. Возможно, в 2010 ситуация изменится.

Ввиду основных тенденций – сокращения издержек, повышение эффективности, ужесточение требований к адаптивности - BPM становится мейнстримом не только для самых инновационных компаний, но и для практически любого бизнеса.

Россия не выделяется

Россия стремится развиваться в общем парадигме рынка BPM. 2010 год отметился повышением уровня проникновения и популярности данной технологии. Так, по оценке CNews Analytics, в 2009 году 35% компаний использовали решения для управления процессами, а в 2010 году 46,2% компаний заявили о планах по внедрению BPM. При этом фокус смещается от описания процессов к эффективному управлению ими. Компании готовы слушать и слышать, поскольку хотят видеть свой бизнес действительно эффективным. Однако в целом рынок остается незрелым и очень емким.

Среди тенденций, которые могут повлиять на развитие BPM в России, можно отметить рост интереса к COA (которая входит в топ-10 бизнес-приоритетов компаний), а также повышение популярности мобильных технологий и web 2.0.

Сразу с контроля

Рынок BPM ввиду его незрелости открыт для новых парадигм, технологий и методик анализа. Так, компания Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ предлагает начать не с описания бизнес-процесса (модели), а сразу с контроля и анализа бизнес-процесса – контроллинга. По словам Андрея Коптелова, директора практики внедрения бизнес-приложений Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ, бизнес-процессы есть практически в любой компании и во многих случаях они поддерживаются информационными системами (SAP, "1C" и пр.). "Следы" в информационной системе дают возможность восстановить процесс, что, соответственно, позволяет провести его анализ.

Среди ошибок, выявленных за счет анализа процессов, г-н Коптелов называет ошибки в планировании продаж и закупок, требующие дополнительных действий для корректировки планов, большое число изменений в заказах, заявках, договорах, счетах, серьезные задержки в поставках, приводящие к замораживанию финансов, регулярные задержки в согласовании договоров, случаи серьезного превышения лимитов и сроков, задержки при выставлении счетов, оформлении заказов, нарядов, создание большого количества документов с последующей их отменой, ошибки ввода данных, приводящие к излишним циклам доработок, несвоевременное внесение данных в информационную систему, а также неэффективность отдельных исполнителей.

Что стоит выбрать

На мировом рынке сейчас представлен достаточно большой выбор BPM-систем, однако далеко не все их них оптимально подходят пользователям. Так, по словам Анатолия Белайчука, президента компании "Бизнес-Консоль", в мире есть интересные вендоры, которые не планируют быть представленными на российском рынке. Есть хорошие BPM-системы, но с очень дорогим "входным билетом". Существуют решения, в которых заявлен BPNS, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он реализован на очень примитивном уровне. Г-н Белайчук совместно с Густаво Игнасио Гомесом, CEO BizAgi, представили собравшимся BizAgi BPM Suite. По словам Белайчука, данное решение имеет наиболее полную реализацию BPMN в движке.

страницы:
Материалы
Все материалы