Законы розницы: без ИТ эффективности не будет

Розничная торговля — это отрасль, которая в силу специфики бизнес-процессов активно потребляет ИТ. При этом ритейл предъявляет к системам обработки данных серьезные требования на разных уровнях инфраструктуры. О реализованных и планируемых проектах, аппаратных и программных решениях говорили участники круглого стола "Информатизация розницы: новые ИТ-приоритеты", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Спикер отметил, что мобильные решения в понимании компании "Пилот" состоят из трех частей — мобильных устройств (мобильных компьютеров, терминалов сбора данных, RFID-считывателей), беспроводной инфраструктуры и программного обеспечения, рассказал об их практическом применении. В частности, с помощью таких решений происходит полная или частичная инвентаризация товаров и имущества, оформление заказов, приемка товаров, ликвидация очередей у касс, проверка и печать ценников, контроль чеков на выходе, получение информации о товаре по всем магазинам сети и многое другое.

Господин Яицкий представил собравшимся финскую компанию Nordic ID и выпускаемые ей устройства, уделив особое внимание мобильному компьютеру серии Merlin и терминалу сбора данных Morphic. Кроме того, докладчик привел примеры RFID-решений в ритейле и добавил, что большую ставку компания "Пилот" делает именно на RFID-технологии.

Двуликий ритейл: оборудование + программы

Никакие успешные ИТ-решения не смогли бы существовать без хорошего сервера. Аппаратной части посвятил свое выступление Андрей Чурзин, специалист по продажам IBM Power Systems. Он начал доклад с философского посыла, что мир меняется и никогда не будет прежним. Это касается и ИТ: объем информации постоянно растет, при этом процессы ее обработки нуждаются в управлении и контроле, а качественно поддерживать подобные процессы могут только мощные сервера. Выступающий отметил, что в ритейле заказчики, как правило, выбирают надежное производительное оборудование, и добавил, что в кризисные годы популярность серверных решений IBM увеличилась.

По мнению спикера, спрос на оборудование компании IBM вызван двумя факторами: ее технологическим лидерством на рынке UNIX-систем и внедрением аппаратных инноваций, регулярно подкрепляемых дополнительным программным функционалом. Господин Чурзин продемонстрировал данные по диапазону мощности и масштабируемости решений IBM, показал преимущества систем в части производительности и энергоэффективности по сравнению с аналогами и рассказал о флагмане продуктовой линейки — модели Power 795.

Андрей Шарак, директор департамента по работе с ключевыми клиентами направления "Ритейл SAP", рассказал о приоритетах технологического развития розницы вчера, сегодня и завтра. Первых двух периодов он коснулся статистически, отметив, в частности, что, по данным IDC, инвестиции в программные ИТ-решения во все времена, в том числе и в кризисные годы (исключая 1998 год), только росли. Как следствие, рынок розницы и в 2009 году продолжал работать с крупными ИТ-проектами, а в 2010 году компании перенесли основной фокус своей деятельности в сферу борьбы за клиента.

В основной части доклада господин Шарак остановился на будущем SAP. Одно из самых перспективных, по его мнению, направлений в ритейле — работа с социальными сетями. Так, по данным Forrester, более 50% европейских покупателей, планируя приобретение какого-либо товара, обращаются за отзывами о нем в социальные сети. По словам спикера, изначально они использовались как средство анализа и обратной связи, но сейчас компания SAP считает, что благодаря эффекту мультиплицирования социальные медиа становятся важным каналом взаимодействия розницы и клиента.

Андрей Шарак рассказал также об инструментах для работы с неструктурированной информацией, взятой из социальных сетей, и привел несколько примеров их реального применения. Это, в частности, реализация проекта вывода на политическую арену нового американского президента Barack 2.0 и восстановление реноме одной известной компании.

Альтернативный путь есть всегда

Торговые предприятия часто выбирают для себя одним из способов развития франчайзинг. По мнению Александра Заржецкого, руководителя департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли ВЦ "1С-Рарус", это динамичный, хорошо зарекомендовавший себя на Западе прием расширения розничной торговли для продвижения бренда. Он достаточно популярен сегодня и в России, поскольку позволяет создавать сети магазинов быстрее, чем собственными силами.

Господин Заржецкий высказал идеи, как розничный оператор сможет сделать свой франчайзинг более привлекательным, представил цели и задачи франчайзера и отметил, что один из способов развития франшизы — создание комплексного предложения по ИТ-автоматизации для франчайзинговых магазинов, чем компания и занимается с помощью продуктов "". При этом спикер подчеркнул, что на базе уже существующих универсальных решений создается программный продукт, предназначенный для любой франчайзинговой сети, обратившейся за такими услугами.

В ходе общей дискуссии, развернувшейся за круглым столом после первого блока докладчиков, были рассмотрены вопросы использования решений SAP и IBM, а также практического применения социальных сетей российскими ритейлерами. Активно обсуждалась и целесообразность применения RFID-меток в рознице.

Росгосстрах тоже розница

Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям в Росгосстрахе, рассказала об автоматизации агентской сети компании. Она отметила, что организация считает себя самой крупной агентской сетью в России, в связи с чем есть повод поговорить о ритейле в страховании. Докладчица сообщила, что Росгосстраху удалось сохранить все лучшее наследие Госстраха (офисы, агентскую сеть и т. п.) и напомнила присутствующим, что организация состоит из группы компаний, где представлены практически все виды финансовых услуг.

Госпожа Вожегова добавила, что по состоянию на текущий момент в Росгосстрахе автоматизированы не только офисы продаж, но и такие направления, как урегулирование убытков, предстраховой осмотр и андеррайтинг. Докладчица осветила также основные стратегические задачи автоматизации сети в Росгосстрахе. Прежде всего, это внедрение портала для агентов и их обеспечение персональными нетбуками для просмотра котировок, выписки полисов и других операций. Далее намечен запуск в рамках портала Рабочего места менеджера агентских групп, а потом как общий результат планируется создание Портала продавца и осуществление его интеграции с бэк-офисными системами других компаний Росгосстраха.

страницы: