Госведомства и госкомпании всерьез занялись импортозамещением. Российские разработчики предлагают отечественные аналоги как аппаратных, так и программных продуктов зарубежных вендоров. Платформа «ГосТех» полностью переведена на импортонезависимые технологии. В этом году на ней будут запущены первые ведомственные информационные системы. В следующем появится конвейер для разработчиков, а затем и конвейер по управлению данными. Как развивается цифровизация в госсекторе, обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Актуальные задачи цифровизации госсектора».
От импортозамещения к импортонезависимости
О необходимости импортозамещения в государственных ведомствах и госкомпаниях впервые заговорили в 2014 г. На первом этапе инициативы государства носили рекомендательный характер. Однако сейчас ситуация изменилась — переход на отечественные решения стал насущной необходимостью. «Мы знаем, как проводить импортозамещение!», — заявил участникам конференции Александр Кондаков, директор по цифровизации «Гринатом Простые решения».
Единая цифровая стратегия Росатома была утверждена в 2018 г., и импортозамещение было одним из важнейших ее направлений. По заказу Росатома «Гринатом Простые решения» занимается разработкой оборудования и программного обеспечения, создает объекты инфраструктуры, внедряет отраслевую систему документооборота и ERP. Например, в госкорпорации реализуется проект по переводу сотрудников на импортонезависимые рабочие места. Они создаются на базе ОС Astra Linux, офисного пакета «Мой Офис», «Яндекс.браузер» и российских средств информационной безопасности. К концу 2022 г. планируется перевести на импортонезависимое ПО не менее 65% рабочих мест отрасли, а к концу 2023 г. — 100%.
Компетенции «Гринатом» в импортозамещении
В компании разработали методологию, сформировали 10 потоков работ и описали этапы импортозамещения. В «Гринатом Простые решения» сформированы основные отраслевые компетенции, и теперь они доступны не только внутреннему, но и внешним заказчикам, отметил Александр Кондаков.
Время управлять рисками
Сергей Мигалин, руководитель аналитического департамента компании «Центр информационных технологий», напомнил, что мы живем в мире, где постоянно возникают все новые и новые риски. И ими надо учиться управлять. Для этого существует отдельный класс систем управления рисками (СУР).
Проблема в том, что далеко не все риски выявляются или выявляются несвоевременно. При этом все они разные, имеют свою специфику, природу возникновения, связаны с разными факторами, имеют разные последствия. А актуальные знания о рисках фрагментированы, находятся у разных подразделений на разных уровнях организационной структуры.
Ключевые элементы современной СУР
По мнению Сергея Мигалина, актуальная информация о рисках находится в «океане цифровых данных». Анализ этих данных без применения технологий больших данных и искусственного интеллекта практически невозможен. Современная СУР должна использовать гибридный подход к идентификации новых рисков на основе анализа аномалий, автоматически формировать профиль нового риска. В дальнейшем риск верифицируется экспертами, и после этого формируется модель его оценки.
Оборудование для госсектора
«Настало время российских производителей компьютерной техники», — начал свое выступление Павел Коваленко, пресс-секретарь RDW Computers. Компания занимается разработкой компьютерного оборудования с 2015 г. Серийное производство запущено в 2020 г. Производство расположено в Москве, Арзамасе и Калининграде. На заводах RDW Computers изготавливаются пластиковые детали (литье под давлением), металлические детали корпуса (штамповка), жгуты и кабельные сборки, производится SMT и TNT монтаж электронных компонентов (материнские платы, платы управления питанием) и окончательная сборка продукции.
Продукты RDW Technology
По словам Павла Коваленко, компания готова предложить госведомствам и госкомпаниям необходимую компьютерную технику. Однако госведомства пока не готовы к массовому переходу на российское оборудование, особенно в регионах.
Достижения «Цифровой экономики»
Ксения Петренко, директор департамента сопровождения исполнения программы «Цифровая экономика» ФГБУ ЦЭКИ, рассказала о результатах национальной программы «Цифровая экономика» за I полугодие 2022 г. По ее словам, ресурсы внутри программы перераспределяются в зависимости от внешних условий. Сейчас главный приоритет — информационная безопасность.
Особо значимые достижения в реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Источник: ЦЭКИ, 2022
В целях обеспечения безопасности российских сайтов, в том числе цифровых платформ, на портале госуслуг на постоянной основе функционирует сервис выдачи сертификатов безопасности. В мае 2022 г. Минцифры начат эксперимент по повышению уровня защищенности ГИС, в рамках которого в течение 2022 – 2023 гг. планируется выполнение работ по повышению уровня защищенности ГИС ФОИВ и подведомственных им учреждений. В Оренбургском государственном университете открылся опорный центр Национального киберполигона, воспользоваться инфраструктурой которого могут специалисты по кибербезопасности органов власти и региональных компаний, преподаватели и студенты вузов. В рамках реализации мероприятия по практико-ориентированному обучению по ИБ реализованы модули для организаций кредитно- финансовой сферы, модуль для работников центральных банков иностранных государств.
Цифровые технологии в госуправлении
Счетная палата проводит более 400 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в год, рассказал Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ. Наборы данных в государственном секторе требуют комплексного механизма проверки. Кроме того, качественные государственные данные являются основой для реализации эффективного государственного управления.
Четыре года назад началась автоматизация работы Счетной палаты. Теперь в ведомстве создано озеро данных, выстраивается информационное взаимодействие с их поставщиками, разрабатывается методологическая основа.
Задачи службы управления данными
Управление данными в Счетной палате строится на взаимодействии четырех команд по описанию, организации доступа, загрузки, обработки и использования данных. Создание карт данных осуществляется дата-стюардами при поддержке технических экспертов и заключается в описании источника, набора данных и их связей. Загрузка и обработка данных осуществляется дата-инженерами на основе созданных карт и заключается в разработке ETL/ELT-процессов по получению данных из озера. Доступ к данным обеспечивается дата-стюардом при поддержке дата-инженеров и заключается в заключении соглашений и определении порядка информационного взаимодействия. Использование данных осуществляется дата-стюардами, инспекторским составом в различных аналитических системах, также оценивается уровень надежности и качества данных.
Счетная палата планирует использовать 893 источника данных, в том числе 412 государственных информационных систем. Описано 174 набора данных для загрузки. Загружено более 60 наборов данных.
Цифровая экосистема Росстандарта была построена за 2,5 года, рассказал Игорь Мнев, руководитель Центра продвижения цифровых сервисов и услуг «Ростест-Москва». На сегодняшний день ее использует более 7 тыс. человек. У каждого сервиса есть собственный продуктолог и архитектор. Организовано четыре линии техподдержки.
Цифровая экосистема Росстандарта
Единый центр метрологических услуг или метрологический маркетплейс за 8 месяцев 2022 г. посетило 212,5 млн человек. В мае 2022 г. был запущен метрологический Avito по покупке и продаже метрологического оборудования. Сейчас на нем размещены данные Центров стандартизации и метрологии Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
Александр Запрягаев, первый заместитель директора Агентства развития коммунальной инфраструктуры Московской области, рассказал о создании платформы управления коммунальными и энергетическими ресурсами в регионе. Московская область занимает лидирующие позиции по объемам строительства жилья и других объектов. Для получения разрешения на подключение объекта к сетям инженерной инфраструктуры надо оформить более 180 документов.
Основной целью создания платформы было максимально сократить сроки оформления документов. Техприсоединение необходимо к пяти видам ресурсов, и за каждый из них отвечает отдельное ведомство. Для того, чтобы ускорить процесс оформления документов, на региональном портале госуслуг была реализована возможность подачи единой заявки. На сегодняшний день с помощью нового сервиса на техприсоединение подано более 830 тыс. заявок со полным комплектом документов.
Владислав Токарев, начальник отдела автоматизации и внедрения инструментов управления качеством госкорпорации Росатом, рассказал о единой информационной системе управления качеством для организаций атомной отрасли «ЕОС-Качество». Это полностью импортонезависимое решение. На настоящий момент его использует более 18 тыс. человек не только в России, но и за ее пределами. «ЕОС-Качество» обеспечивает электронное взаимодействие между заказчиком и подрядчиком, в том числе и электронный документооборот.
Внедрение системы началось в 2018 г. Она интегрирована с 30 информационными системами госкорпорации. К «ЕОС-Качество» подключено 300 отраслевых организаций, 1100 поставщиков, подрядчиков, заказчиков. В системе работает 16 000 пользователей, зарегистрировано более 42 000 документов.
Ведомства переходят на «ГосТех»
Во всей ИТ-инфраструктуре есть ПО и оборудование иностранного производства, отметил Василий Слышкин, директор ФКУ «Государственные технологии». Так, более половины госинформсистем подвержены критическим рискам отказа в обслуживании ИТ-инфраструктуры со стороны производителей оборудования и поставщиков ПО. Две трети используют средства виртуализации иностранного происхождения: VMWare и Microsoft Hyper-V.
В начале 2022 г. «ГосТех» оперативно заменил ОС Red Hat на Astra Linux и AltLinux. Сейчас на платформе используются только отечественные аналоги продуктов иностранных вендоров. В августе были утверждены стандарты включения новых технологических компонент в «ГосТех». В ближайшее время в промышленную эксплуатацию будут переданы ГИС ФКиС (Физическая культура и спорт) Минспорта и ФГИАС ЕСУГИ (Единая система управления государственным имуществом) Росимущества.
Сервисы платформы «Гостех»
На платформе реализован конвейер для разработчиков — он будет запущен в следующем году. В планах — создание конвейера по управлению данными.
Максим Хайтович, победитель конкурса «Лидеры России», советник ФКУ «Государственные технологии», напомнил, что 90% успеха внедрения зависит от качества данных и правильно выстроенных процессов. Государство является владельцем уникальных данных, и «ГосТех» — это платформа, где они будут обрабатываться при помощи конвейера по управлению данными. Эти данным будут переиспользоваться различными ведомствами, что поможет повысить качество госуправления.
Как обеспечить доступность госсервисов
Доступность цифровых сервисов входит в число обязанностей государства по отношению к гражданам, говорит Екатерина Потапова, академический директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Доступность — это не «забота об инвалидах», а возможность для любого гражданина получить то, что ему положено по закону.
Она перечислила наиболее распространенные проблемы, возникающие у пользователей госуслуг. Во-первых, это запутанная логика услуги, отсутствие омниканальности, ограничения, связанные с возрастом, здоровьем, качеством интернета и т.д. Во-вторых, невнятная навигация, неочевидные символы и обозначения, много информации в виде pdf-файлов, некликабельные элементы, неудобные для заполнения формы без подсказок. В-третьих, запутанный язык с большим количеством специальных терминов и сложным синтаксисом, отсутствие «переводчика» с языка НПА на русский, отсутствие единого стиля и тона общения.