Аналитика претендует на самостоятельное бизнес-направление

Решения бизнес-аналитики использует сегодня большинство компаний – в одной из публикаций в Forbes названа цифра 60%. При этом часто информатизация аналитической функции в бизнесе ограничивается Excel, хотя и предоставляющем базовые инструменты для манипуляции данными, но все же недостаточно мощном для обработки больших объемов информации. В обозримом будущем бизнес не сможет обходиться без специализированных решений. Какие высоты уже взяли системы BI и какие еще им еще предстоит взять, обсуждалось на конференции «BI: бизнес плюс аналитика», которая прошла 3 октября 2013 г. при участии CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

По такому же принципу BI внедрялся и в сети кофеен «Шоколадница». Игорь Кукоев, руководитель планово-аналитического управления компании, отметил, что перед стартом проекта был проведен детальный анализ бизнес-процессов, в аналитическое хранилище включено максимальное число данных, даже тех, что пригодились не сразу. Наряду с жестко прописанными регламентами сотрудники получали относительную свободу в схемах анализа и выборе форм представления. За счет этого удалось ускорить процесс принятия бизнес-решений.

Успешным проект внедрения BI стал и в ВТБ24, стратегические цели которого изменились: из продуктового банк стал практиковать клиентоориентированный подход. Одновременно с этим в стратегию были включены пункты, связанные с расширением доли рынка и наращиванием конкурентных преимуществ. Как уверяет Олег Амурский, руководитель центра бизнес-аналитики ВТБ24, это было бы невозможно без детального исследования всей имеющейся в банке информации – процесс занял примерно 2,5 месяца и позволил четко определить, на каких группах клиентов банк зарабатывает, сколько зарабатывает, а также изучить клиентские профили.

В итоге, если раньше цикл подготовки новых видов отчетов составлял от нескольких дней до месяца, что никак не устраивало бизнес-подразделения, то благодаря специальному аналитическому модулю на платформе SAS со средствами визуального конструирования с созданием новых отчетов справлялись и пользователи из бизнес-подразделений. Проект продолжает развиваться, и следующий его этап связан с мобильным доступом к аналитике.

«ОТП Банк» уже применяет BI на планшетниках и обеспечивает доступ к аналитическим отчетам всех топ-менеджеров. Банк, напомнил Александр Михалев, начальник управления автоматизации управленческой отчетности «ОТП Банка», занимается розничным кредитованием. Бизнес поставил перед ИТ непростую задачу: получать отчетность по всем направлениям не только на десктопах, но и на планшетниках. В качестве такой системы выбрана платформа Roam BI, которая умеет подключаться к нескольким источникам, формировать отчеты и публиковать их для последующего просмотра на десктопах и мобильных устройствах. Она включает в себя мобильный клиент для iOS и обеспечивает просмотр аналитических отчетов в различных форматах: табличном, в виде диаграмм и др. Для безопасности используются пароли для доступа к файлам, а при обмене файлами мобильного устройства и сервера используется шифрование. Среди ее недостатков ее: нет возможности детализировать отчеты по различным параметрам, однако высшим руководителям бизнес-подразделениям в общем-то и не требуется опускаться на низкие уровни.

Не менее популярны BI-системы в розничной торговле. Меховая компания «Алеф» работает на федеральном уровне. От других торговых компаний она отличается принципиально: пиковый сезон продаж составляет, по сути, три месяца в году: октябрь, ноябрь, декабрь. Все остальное время компания живет на то, что заработано в эти месяцы. BI в «Алеф» уже внедрен. «В аналитическое хранилище поступает первичная информация о магазинах, покупателях, чеках, продавцах, покупательской активности (термокамеры или видеосчетчики учитывают, сколько людей пришло в магазин и сколько из них что-то купило) и др. Справочник номенклатуры содержит 35 параметров анализа (хотя на старте проекта было 18) от размера или цвет до производителя. В итоге аналитика помогла отслеживать состояние и местоположение товаров, изучить спрос на него. Помимо традиционного доступа к отчетам с планшетников, данные приходят и в виде коротких оповещений по смс», – рассказал Сергей Якушев, директор по информационным технологиям меховой компании «Алеф».

Продолжил рассказ о практическом применении аналитических систем в ритейле Александр Аникин, руководитель аналитического отдела Wikimart. Компания представляет собой электронный магазин и достаточно широко использует аналитические продукты Microsoft, а также свободную платформу Hadoop для кластеризации вычислительных задач. Объем данных в хранилище сравнительно небольшой – немногим более 1 Тбайт. Довольно важную роль в нем играют логи посещения сайтов. Главный посыл выступления Александра Аникина связан вовсе не с тонкостями работы BI, а с тем, что аналитическое подразделение должно существовать в компании наряду с бухгалтерией, кадрами и др. подобными службами. Именно такое подразделение уже довольно давно работает в компании, его штат составляют аналитики, занимающиеся финансами, CRM, логистикой и др. Подчиняется им группа программистов, не зависящая от ИТ-подразделения.

Второй вывод связан с необходимостью более внимательного отношения к юзабилити аналитической системы, простой документации, в которую можно включить и единую для всей компании систему ключевых показателей. Конкретная польза от бизнес-аналитики в Wikimart – это гибкая настройка витрин данных на сайте магазина, показов контекстной рекламы, а также автоматизированное управление ценообразованием больших групп товаров (за исключением наиболее популярных или стратегических, которые отслеживаются операторами вручную).

В своем завершающем конференцию докладе Галина Горькавая, директор по организационному развитию «КорпусГрупп», детально рассказала о практическим опыте внедрения процессного управления и использования бизнес-аналитики для развития бизнеса. При этом в компании использовались достаточно простые средства – в большинстве случаев Excel. В «КорпусГрупп» задействовано два «счетчика» – один для управляющей компании, включающий ключевые направления развития бизнеса, и один для низовых звеньев управленческого персонала, где цели, как правило, не меняются. Проект стартовал в 2011 г. Оказалось, что управляющая компании тратила слишком много времени на ликвидацию пробелов в бизнес-процессах на местах, и в результате ее штат чрезмерно разросся. В ходе реализации проекта эти пропорции были изменены – приоритетом стало развитие и наращивание контроля за всеми подразделениями. Цели компании были декомпозированы, а к целям нижнего уровня привязаны процедуры, ведь 90% работы управленческого персонала низкого уровня – это рутина, а ее можно замерить. В результате время людей было перераспределено на более полезные направления деятельности.

Сергей Лосев

Презентация Макаров Станислав, журналист-аналитик, CNews Analitycs
BI: как знания превращаются в деньги
Презентация Вихров Сергей, генеральный директор, Universal Kube
Использование SAP BI в качестве платформы для управленческой отчетности
Презентация Комаров Михаил, директор по развитию бизнеса, DIS Group
С чего начинается BI
Презентация Карасев Павел, руководитель департамента информационных технологий, Кьези Фармасьютикалс
Система BI: Единая точка зрения на данные
Презентация Макеев Александр, руководитель группы аналитической отчетности, Северсталь
Как правильно спланировать проект по внедрению системы бизнес-аналитики на предприятии
Презентация Амурский Олег, руководитель центра бизнес-аналитики, ВТБ-24
Анализ со скоростью мысли. Практическое применение визуальной аналитики больших данных
Презентация Якушев Сергей, директор по информационным технологиям, меховая компания "АЛЕФ"
Практическая применимость BI в Розничной торговле
Презентация Горькавая Галина, директор по организационному развитию, ГК «КорпусГрупп»
Фокусировка управленческих ресурсов на основных целях через процессы: инструменты, анализ, решения (практический опыт компании «КорпусГрупп»)
Презентация Скачать архив целиком
страницы: