BPM для бизнеса: трудности перевода

Сегодня BPM-сообщество в наибольшей степени волнуют два момента. Во-первых, многих заботит, какими BPM станут в будущем. Другим вопросом, провоцирующим на дискуссии, является разница подходов ИТ и бизнеса к пониманию и, соответственно, разработке BPM-систем. В попытках найти общий язык прошла конференция "BPM в России: как решить проблему непонимания между ИТ и бизнесом", организованная CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

В "Логике бизнеса 2.0" решили назвать этот новый, нарождающийся BPM – BPM 2.0. По сравнению с классическим подходом это "джаз", отличающийся возможностью импровизации. По мнению эксперта, социальный BPM и "геймификация" наберут обороты лишь тогда, когда кризисные явления в экономике доведут рынок труда до того, что возникнет переизбыток рабочей силы, когда работник станет сам себе головой - в отличие от сегодняшнего функционального и процессного подхода к бизнес-процессам. Если же говорить в целом, то основная проблема становления "нового" BPM – в методологии, которая находится в стадии становления. Это касается, в частности, ACM, где непонятно, как, например, выделить кейс. По мнению эксперта, чтобы исследовать "джазовый" BPM, надо заниматься процессным, классическим подходом.

Виталий Елиферов, руководитель проекта, ГК "Волга-Днепр", рассказал о том, как описываются бизнес-процессы, вспомнил матрицу Захмана в нотации CaseWise, новую классификацию бизнес-процессов, разные уровни управления. Итак, от "джаза" эксперты вернулись к классике.

С BPM на баррикады

Тем не менее, ни один ИТ-инструмент не может существовать без поддержки бизнеса. Это не впервые повторяет Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров (СОДИТ). Она видит определенные проблемы во внедрении новых инструментов, поскольку рядовой пользователь не любит, когда система что-то подсказывает. Ему непонятно, что говорят ИТ-специалисты на своем "птичьем" языке, почему они строят глобальную систему, когда, казалось бы, надо немного изменить нечто, уже существующее. Несмотря на то, что эти вопросы обсуждались неоднократно и не только в связи с BPM, они не теряют актуальности ни для бизнеса, ни для ИТ. Ответ, в общем-то, прост: мы все – и бизнес, и технические специалисты - делаем одно дело, нужно как-то достигать взаимопонимания.

Тему взаимопонимания между бизнесом и ИТ поднял и Илья Караваев, руководитель практики ИТ-консалтинга Центра управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ. По его убеждению, именно BPM может помочь в отражении взаимосвязи бизнеса и ИТ через описание ИТ-ландшафта на логическом уровне. Кроме того, данная методология может снизить ТСО ИТ за счет планирования и управления развитием ИТ-инфраструктуры и способствовать непрерывности бизнеса посредством идентификации критичных элементов ИТ-архитектуры и анализа их связи.

Сегодня крупные решения, такие как Aris, Oracle BPM, Alfabet, содержат модули, связывающие BPM и EAM (Enterprise Architecture Management). Проблема лишь в том, чтобы бизнес понимал необходимость этой взаимосвязи, поскольку с уровня ИТ-директора эту тему поднять сложно, резюмировал эксперт.

"Мы их заставим нас понять!", - хочется написать на щитах и ИТ-шников, и бизнесменов. Все поднимают копья и рвутся в бой. Так, Юрий Полянский, член правления, директор по рискам "Форус банка", полагает, что реальные проблемы между ИТ и бизнесом скорее методологического свойства, чем технического. ИТ-специалисты, когда слышат, например, о гибкости, не понимают, что это. Вот есть workflow, политики безопасности, о какой гибкости может идти речь? Бизнес же – отчасти от отчаяния – продолжает создавать родственные бизнес-процессы. В итоге, по оценкам специалиста, получается уже не зоопарк, а "зверинец" бизнес-процессов.

Бизнес зачастую не понимает, зачем вообще описывать бизнес-процессы, или же делает все в одном документе. Налицо нежелание понять, что необходим порядок и регламент. ИТ-специалисту надо четко сознавать, чего хочет банк, выворачивать наизнанку его бизнес-процессы и смотреть в перспективу, чтобы в итоге в системе было минимум заплаток и доработок. "Надо достучаться, добиться, разъяснить, а если не поймут, втихую сделать. Пусть это будет маленькой тайной за отдельные деньги", - заключает г-н Полянский.

страницы: