CNews Forum 2012: государство изучает, банки меняют, ритейл мигрирует

В то время как госсектор занят масштабным проектом по внедрению универсальной информационной карты, банки осваивают мобильные технологии и строят архитектуру будущего, а ритейл перебирается в онлайн и ищет ИТ для сокращения издержек и борьбы с конкурентами. Чего еще не хватает этим секторам, выяснилось в рамках секционных заседаний CNews Forum 2012.

страницы:

Андрей Чучелов: Регионы зажаты в тиски не всегда эффективной облачной концепции

На вопросы CNews ответил Андрей Чучелов, генеральный директор «БСС Инжиниринг».

CNews: Как вы оцениваете результаты реализации крупнейшего госпроекта прошедшего года – перехода на электронное межведомственное взаимодействие посредством СМЭВ?

Андрей Чучелов: Сама концепция электронного межведомственного взаимодействия, безусловно, правильная и себя оправдала. Создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура СМЭВ, заработало электронное взаимодействие на уровне федеральных органов исполнительной власти. Даже финансовый сектор в столице поверил в то, что СМЭВ – это живой проект с имеющимися перспективами развития.

Но, как часто бывает в нашей большой стране, проект «споткнулся» при исполнении на местах, в регионах. Регионы зажаты в тиски облачной концепции, которая, как выяснилось, для них не всегда эффективна. Ведомства, территориально далекие от своих региональных центров, оказались вне зоны охвата из-за недостаточного уровня развития телекоммуникационной инфраструктуры. Крайне высокая монополизация рынка программных решений для электронного межведомственного взаимодействия не позволяет пробиться к потребителю тем разработчикам, которые могли бы решить проблемы таких удаленных регионов. А страдают при этом рядовые граждане, вынужденные по старинке приносить документы из одного ведомства в другое в процессе получения госуслуг.

CNews: Каких решений не хватает для того, чтобы сделать процесс получения госуслуг по-настоящему удобным?

Андрей Чучелов: Для полного удобства процесс получения госуслуг должен приближаться к принципу «одного окна» уже в его новом электронном виде. Как при обращении в МФЦ гражданин заказывает услугу, оплачивает и получает ее в одном месте, так и при обращении, например, к порталу госуслуг должна быть возможность подать все необходимые документы, оплатить услугу и получить ее в электронном виде, если такое подразумевает специфика данной услуги (например, если результатом услуги также является документ).

В настоящее время выполнить это мешают, на мой взгляд, 3 проблемы: это идентификация получателя услуги, оплата и юридическая значимость оказанной услуги.

Грядущие изменения законодательства призваны частично решить эти проблемы. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) поможет с оплатой госуслуг и предоставлением информации об этой плате. А реанимация проекта по УЭК может решить вопрос с идентификацией и юридической значимостью. Все это послужит толчком к оказанию услуг в удобном нам с вами, т.е. ее потребителям, виде.

CNews: Готовы ли ведомства и регионы к тому, чтобы довести процесс перехода к электронным госуслугам до конца?

Андрей Чучелов: Проблемы озвучены мною ранее. Со стороны государства требуются шаги навстречу регионам и ведомствам, такие как целевое финансирование перехода на электронные услуги, развитие телекоммуникационной инфраструктуры регионов, создание комфортной конкурентной среды для вовлечения в процесс широкого круга поставщиков программных решений. Важно позволить регионам самим выбрать решения, которые учитывают специфику региона, а за идеологами электронного правительства оставить регулирующие функции.

CNews: Как вы оцениваете сроки, которые на это понадобятся?

Андрей Чучелов: Для построения полноценной, доступной и работоспособной инфраструктуры электронного правительства наверняка понадобятся десятилетия, что подтверждается опытом стран, лидирующих в этой области. Однако, несмотря на относительную молодость этого проекта в нашем государстве, мы уже сегодня увидели первые реальные результаты. Точнее, это уже увидели ведомства, вовлеченные в проект. Но для того, чтобы рядовые граждане на себе ощутили все плюсы электронного взаимодействия с государством, понадобится еще несколько лет.

страницы: