Тот факт, что цифровую трансформацию тесно связывают с BPM, в очередной раз доказывает, что процессный взгляд на современное мироустройство является не данью моде, а проверенным временем и вполне осознанным выбором со стороны бизнес-среды. Изменчивость, заложенная в основу самой идеи BPM, – это обоснованный ответ современных технологий на требования окружающего мира. Способность обеспечивать высокую скорость изменения процессов компании является причиной востребованности процессных технологий со стороны бизнеса. В этом еще раз могли убедиться участники конференции «BPM и цифровая трансформация», организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Алексей Трефилов: BPM-система должна быть ближе к бизнес-пользователям
О роли BPM-систем в цифровой трансформации бизнеса рассказывает Алексей Трефилов, директор компании ELMA.
CNews: В чем, на ваш взгляд, отличие цифровой трансформации от автоматизации бизнеса?
Алексей Трефилов: Удивительно, но эти понятия на самом деле зачастую путают, хотя в основе своей они принципиально разные. Автоматизация бизнеса – это, в классическом понимании, лишь способ прогрессивнее и быстрее выполнять бизнес-функции. За счет использования технических средств экономятся человеческие ресурсы, снижается количество ошибок, но сама суть бизнеса остается прежней.
Трансформация бизнеса – это совершенно иной процесс. Он меняет привычный порядок функционирования организации, заставляя отвечать на вопрос «Как?». Как мы предоставляем эту услугу клиенту сегодня? Как можно представлять эту услугу иначе? Как можно изменить эту услугу для привлечения новых клиентов или создания для уже имеющихся новых сервисов? Иногда вопросы бывают и более сложные. Как сделать клиента еще более счастливым? Какие новые продукты мы можем представить рынку?
Для получения ответов на эти вопросы необходима именно трансформация бизнеса. А при условии широкого использования в этом процессе информационных технологий, в том числе для решения тех задач, где они раньше не применялись, трансформация становится цифровой.
Иными словами, цифровая трансформация – это не про то, как сделать что-то знакомое быстрее и эффективнее. Она про то, как делать это на совершенно другом качественном уровне, в том числе с применением средств автоматизации.
CNews: Как вы видите роль BPM-систем в этом процессе?
Алексей Трефилов: BPM-система тоже отвечает на вопрос «Как?» Как функционирует организация? Как предоставляются услуги клиентам? Как принимаются решения в компании? Как представляются услуги сотрудникам компании – ведь они являются внутренними заказчиками множества сервисов? Как функционирует компания внутри?
BPM-система не является простым средством автоматизации и этим выгодно отличается от других видов ИТ-систем. BPM-система при правильном использовании не только закрывает вопросы моделирования и исполнения процессов (задачи автоматизации), но и помогает измерять эффективность процессов и эффективность внесенных в процессы изменений, а также является инструментом непрерывных улучшений.
Трансформация процессов постепенно приводит к трансформации самой компании. Таким образом, процессная трансформация – это и есть цифровая трансформация бизнеса. И BPM-системы могут играть в ней ключевую роль. Это удобный и действительно подходящий для решения подобных задач инструмент.
CNews: Какой, на ваш взгляд, должна быть по-настоящему эффективная BPM- система?
Алексей Трефилов: Самое главное - она должна быть гибкой. BPM-система должна позволять быстро создавать решения, запускать их в работу, позволять проверять гипотезы, измерять немедленный эффект. Все это должно выполняться быстро и естественно без пробуксовок по принципу «утром идея – вечером решение».
Следующий важный момент, плавно вытекающий из первого моего тезиса – это простота и доступность для бизнес-пользователей. Если аналитики компании, которые мыслят процессами, не могут проверить свои гипотезы по улучшению процессов без длительных работ с ИТ-отделом – это не будет работать. Наш подход – система должна быть ближе к бизнес-пользователям. Система управления бизнес-процессами – это инструмент аналитиков, а не программистов. Конечно, совсем без программистов не обойтись – сложные автоматические процедуры и интеграции систем выполняются кодом. Но вопросы бизнес-логики, простого обмена данными между интегрированными системами, вопросы интерфейсов, пользовательских форм, удобства пользователей – все это должно выполняться без лишних сложностей и преград в виде написания кода.
Не могу не упомянуть чисто технические аспекты – это быстродействие и масштабируемость системы, удобство интерфейсов, гибкость, богатые интеграционные возможности. Но здесь даже комментировать ничего не буду.
Также продукт должен быть прост в освоении. И я говорю не только про простой пользовательский интерфейс, но и про использование стандартных технологий, наличие хорошей документации на родном языке и легкие и доступные программы обучения. Еще раз отмечу, что BPM-система – особый инструмент в ИТ-ландшафте компании, а в цифровой трансформации он может быть ключевым. Пользователи должны хорошо знать возможности продукта, подходы, лучшие практики. Над этим вопросом мы непрестанно работаем, следим за актуальностью документации и выпускаем материалы для аналитиков. Зачастую это является еще одним нашим конкурентным преимуществом – ведь у наших зарубежных коллег здесь большой пробел: отсутствие документации и локализованных программ обучения.
Наконец, хочу отметить важность богатых средств мониторинга. Причем в случае бизнес-процессов это приобретает чуть больший смысл, чем просто построение отчетов в стол. Нельзя управлять тем, что не можешь измерить! Система должна подсказывать текущую эффективность процесса, а также визуализировать эффект от совершенных изменений. Это служит пищей для новых изменений – понимание узких мест текущих процессов и идеи по их улучшению.