Финансы окажутся в руках искусственного интеллекта

Хэдлайнером секции «Банки» традиционного CNews FORUM 2019: Информационные технологии завтра стал искусственный интеллект. Индивидуальная работа с каждым из миллионов клиентов, обработка за секунды годового объема документов – уже банковское настоящее. Цифровые банки вдвое рентабельнее, а наступающие финтех-сервисы не дают расслабиться. Корпорации научились приручать авторов новых идей и разработок, чтобы не отставать от рынка.

страницы:

Руслан Вагизов: Цифровые решения в банках окупаются за один год

Цифровизация в банках развивается стремительно. Об основных трендах и перспективах ее развития рассказал Руслан Вагизов, исполнительный директор ICL Services.

CNews: Какие тренды цифровизации банков вы считаете наиболее важными?

Руслан Вагизов: Международные аналитические агентства, проводя исследования банковского сектора, определяют несколько ключевых тенденций, которые характерны для мирового финансового рынка. Основной тренд – финансовым учреждениям необходимо выстраивать новую модель отношений с клиентами для построения доверительных отношений, на базе которых возможен постоянный рост бизнеса. Это можно сделать на базе цифровых технологий, которые обеспечивают бизнесу инновационные возможности.

Можно выделить несколько трендов цифровизации в банках. Во-первых, это повсеместное использование машинного обучения. По данным Accenture, более 47% респондентов отмечают влияние этого тренда на бизнес. Во-вторых, персонализация потребностей и достижение нового уровня цифровой близости с клиентом. Использование технологий цифровой демографии позволяет ориентироваться на клиента и предлагать только те продукты и решения, в которых он действительно заинтересован. К тому же ожидается рост объемов цифровых данных о клиентах, на основании которых будет работать прогнозная аналитика.

В-третьих, это развитие экосистемы, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов через предложения партнеров. Например, банки работают не только с одним поставщиком, а подбирают партнеров для оптимальной реализации своих решений. Те банки, которые справятся с этими задачами, смогут удерживать клиентов за счет предоставления им полезных и своевременных предложений, поддерживающих лояльность. Мы в ICL Services четко понимаем этот тренд и в настоящее время находимся в стадии поиска крупных технологических партнеров, а также расширяем наши возможности в рамках системной интеграции.

Еще один тренд – это оказание услуг в режиме 24/7. Очень динамичные компании, зачастую стартапы, ориентированные на определенную инновационную технологию или процесс с охватом всех областей – от мобильных платежей до страхования, становятся успешными на рынке. По данным Accenture, 87% топ-менеджеров банков согласны, что сочетание кастомизации и предложения услуги в реальном времени — основа будущего конкурентного преимущества. При этом на практике ситуация хуже: лишь 38% опрошенных говорят о том, что их компания ориентируется на персонализированный и оперативный подход к доставке продукта. И именно скорость сейчас может быть конкурентным преимуществом.

CNews: Какие тренды задают именно российские банки?

Руслан Вагизов: Россия входит в пятерку стран-лидеров цифрового банкинга в регионе EMEA. Это связано с тем, что российские банки довольно молоды по сравнению с европейскими. И российская банковская система все стремительнее наращивает свой потенциал в разработке и внедрении собственных цифровых ИТ-решений. В основе цифровизации российских банков лежит развитие цифровых каналов и, как следствие, улучшение взаимоотношений с клиентом. Консультанты Boston Consulting Group полагают, что диджитализация дает возможность розничным банкам увеличить доходность на 20% и на 30% сократить издержки, а корпоративным кредитным учреждениям на 12% уменьшить показатель CIR.

Сегодня мы в ICL Services, работая с крупнейшими банками страны, видим четкую тенденцию на автоматизацию, персонализацию и стремление банков стать полноценными ИТ-компаниями. Однако эксперты рекомендуют им сотрудничать с поставщиками решений.

Также, на мой взгляд, наблюдается устойчивый интерес банковского сектора к вопросам управления данными, их интеллектуальной обработки и, как следствие, к системам бизнес-аналитики (business analytics). Кроме того, большое влияние на развитие банковких ИТ-систем оказал переход финансовых компаний на предоставление отчетности в новом формате XBRL. С 2018 года такую отчетность сдают некредитные финансовые организации: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Переход на XBRL стимулирует рост интереса к управлению данными, аналитике, что предполагает совершенствование методических и организационных технологий и ИТ-механизмов подготовки данных для отчетности и обеспечения их качества.

CNews: Как будет развиваться цифровизация банковского сектора в ближайшие годы?

Руслан Вагизов: Чтобы привлекать новых клиентов и не терять старых, а также не уступить конкурентам из числа ИТ-компаний, российские банки должны поэтапно внедрять бизнес-инновации. К тому же, цифровизация позволит им сократить расходы. Сейчас окупаемость цифровых технологий составляет порядка года, что уже неплохой срок. В будущем он будет сокращаться.

Из основных тенденций цифровизации банковского сектора можно выделить создание экосистем, партнерских объединений, в рамках которых потребители будут получать, помимо финансовых, ИТ, телекоммуникационные, розничные и прочие услуги. Также банки скоро станут полноценными ИТ-компаниями и локомотивом внедрения инноваций. А драйвером продуктовых инноваций в банковской отрасли будет анализ больших массивов данных, машинное обучение, искусственный интеллект, роботизация. На основе этих технологий создаются принципиально новые персонализированные продукты и сервисы. Например, услуги, ранее требовавшие личного присутствия клиента в банке, теперь оказываются онлайн.


страницы: