Как банки прошли стресс-тест уровня цифровизации

Пандемия стала серьезным стимулом для развития банковских цифровых сервисов и одновременно выявила узкие места в уже имеющейся инфраструктуре. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИТ в финансовом секторе: бегом к цифровым сервисам».

страницы:

Евгений Сентябрев: В чрезвычайной ситуации существующих в банках сервисов оказалось недостаточно

Чрезвычайная ситуация начала текущего года стала настоящим испытанием для банковских информационных систем. Многие банки поняли, что настало время менять стратегию цифровой трансформации, рассказал Евгений Сентябрев, член правления, директор департамента «Цифровые решения» компании «Диасофт».

CNews: Как социальная изоляция сказалась на отношении финансовых компаний к цифровой трансформации?

Евгений Сентябрев: Во время социальной изоляции банки столкнулись с разрозненным построением цифровых каналов и, как итог, изолированным пользовательским опытом. Сервисы, как правило, находятся в зоне ответственности разных бизнес-заказчиков из множества подразделений банка. Слабая коллаборация команд разработки, свой стек технологий у каждого сервиса – и мы получаем проблемную фрагментацию: в одном блоке решение развивается, в другом – нет, а решения между собой никак не взаимодействуют. В итоге пользователь может работать с интернет-банком, но не найдет аналогичный функционал в мобильном приложении. Клиент банка не может беспрепятственно, бесшовно перемещаться между каналами, совершая идентичные транзакции.

Решение этой задачи «Диасофт» видит в платформенном подходе к созданию и внедрению новых сервисов. В этом случае сервисы построены на базе единой омниканальной цифровой платформы.

«Диасофт» предоставляет свои решения как платформы развития бизнеса – таких платформ у компании порядка 15-ти. Продукты в такой платформе объединены единой бизнес-идеей, зачастую имеют одного бизнес-заказчика в финансовой организации, построены по единым стандартам архитектуры и дизайна, базируются на одном технологическом стеке.

CNews: Прошли ли банки стресс-тест на готовность к предоставлению цифровых сервисов?

Евгений Сентябрев: Последние события заставили еще раз убедиться, что цифровые сервисы – не просто удобная форма предоставления банковских продуктов. Сегодня это реальная необходимость. В наше непростое время у клиентов банка появились такие потребности, которые сложно было ожидать: потребность в режиме онлайн открывать счета, подписывать договоры, поручения и т. д. Существующих в банках сервисов оказалось недостаточно, и в сжатые сроки реализовать их тоже не удалось. Для многих банков стала очевидна необходимость пересмотра стратегии цифровой трансформации.

При построении и выборе цифровых сервисов необходимо исходить из потребностей клиентов, а не из возможностей систем, функционал которых может быть предоставлен в ДБО. Зачастую мы видим, и это особенно заметно в последнее время, что банки просто оцифровывают тот функционал, который у них уже есть, не ориентируясь на новые запросы клиентов. Наличие единой омниканальной цифровой платформы дает возможность быстро запускать цифровые сервисы, гибко подстраиваясь под новые потребности клиентов. Простые примеры: удаленное открытие счетов, возможность подписывать документы и поручения при помощи SMS, возможность получить кредитные каникулы по кредиту – все это запросы сегодняшнего дня.

CNews: В каком направлении будут развиваться цифровые банки в ближайшее время?

Евгений Сентябрев: Успешно развиваться будут те банки, которые научатся быстро внедрять цифровые решения. На наш взгляд, поможет в этом платформенный подход. То есть важно отказаться от внедрения отдельных решений в пользу построения цифровых сервисов на базе единой платформы.

Омниканальность – это ключевая характеристика такой платформы. С ее помощью банк работает с клиентом во всех возможных тачпоинтах, предоставляя ему удаленные сервисы. Это автоматически означает единый слой процессов. Если банк реализовал функционал открытия счета в личном кабинете, то можно и необходимо максимально быстро этот же процесс дистрибутировать в другие каналы.

Задача «Диасофт» заключается не только во внедрении платформы как технологического решения. Мы даем банку набор готовых сервисов для коммуникации с клиентом. В этом смысле, даже приходя к заказчику с задачей внедрить платформу, мы сразу даем каналы коммуникации, которые можно при необходимости адаптировать к потребностям банка. Уже через два – три месяца банк получит первые модификации приложений, которые можно предоставлять в пользование своим конечным клиентам. Так мы работали в период изоляции и на примерах ряда проектов убедились в эффективности платформенного подхода к внедрению цифровых решений.

страницы: