Удаленная работа, которую еще в начале года многие воспринимали как временное явление, постепенно становится неотъемлемой частью нашей жизни. Похоже, что даже после отмены ограничений, многие сотрудники предпочтут полностью или частично работать из дома. А значит, внедренные весной решения надо не просто поддерживать, но и развивать. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Технологии для удаленной работы: временное становится постоянным».
Как организовать удаленные рабочие места
Дмитрий Галкин, руководитель направления VDI компании «Инфосистемы Джет», поделился результатами исследования, организованного компанией совместно с CNews и Citrix. Были опрошены более 100 крупнейших компаний России. Как выяснилось, около 80% из их перевели более 50% сотрудников на удаленную работу. В списке используемых технологий — удаленное подключение ПК (61%), удаленный доступ через VPN (59%), терминальный доступ (49%), VDI(41%).
При этом компании столкнулись с целым рядом сложностей. Основные — это высокая нагрузка на ИТ-персонал (52%), нехватка ноутбуков (35%), новые риски ИБ (29%), низкая пропускная способность каналов связи (26%).
Планы развития инфраструктуры удаленных рабочих мест
Источник: Инфосистемы Джет, 2020
Тем не менее, 65% опрошенных планируют и дальше развивать инфраструктуру удаленных рабочих мест или на базе уже созданной инфраструктуры, или путем создания новой надежной и безопасной инфраструктуры цифровых рабочих мест. 29% из них планирует внедрение VDI. По мнению Дмитрия Галкина, эта технология способна обеспечить высокий уровень защищенности пользовательских данных, безопасный доступ сотрудников к рабочим местам, организовать централизованную техническую поддержку сотрудников на удаленке, прогнозировать нагрузку на сетевую инфраструктуру. С точки зрения бизнеса, VDI дает возможность снижения ТСО в среднесрочной перспективе и обеспечивает лучшие показатели SLA. В качестве примера эксперт рассказал о проекте создания масштабируемой ИТ-инфраструктуры VDI на 14 000 рабочих мест в банке ВТБ.
Рустам Рустамов, заместитель генерального директора «Ред Софт», рассказал, как организовать удаленное рабочее место на базе операционной системы «РедОС». Это отечественный продукт, имеющий все необходимые сертификаты для использования в государственном секторе. Эксперт предложил использовать «РедОС» для организации удаленных рабочих мест в режиме LiveUSB.
Такое решение обеспечивает совместимость с любым x86_64 компьютером и ноутбуком. Операционная система функционирует в двух режимах: терминальный клиент (только чтение) и рабочая станция (чтение/запись). В зависимости от типа решения все пользовательские изменения могут сохраняться. Образ ОС содержит базовый набор приложений для работы (браузер, офисные пакеты) и удаленного доступа (клиенты доставки удаленных рабочих столов, VPN и TLS клиенты). При этом организованная с помощью «РедОС» среда абсолютно безопасна, что подтверждается сертификатами ФСТЭК России, и к ней можно добавить любые совместимые средства защиты информации и прикладное программное обеспечение — а их список уже достаточно широкий.
Безопасность — главный приоритет
Особенно актуальной темой в условиях массового перехода на удаленную работу стала безопасность. Илья Борисов, руководитель службы информационной безопасности ThyssenKrupp AG, рассказал, что до самого последнего времени в компании было немного мобильных сотрудников. Во многом это было связано с тем, что большинство из них работает с CAD-приложениями, а значит, им нужно специальное оборудование. Однако в условиях пандемии ситуация резко изменилась — надо было оперативно решать проблему доступа к CAD-решениям. Одновременно ужесточились требования к ИБ.
Было решено максимально автоматизировать процесс и использовать технологии XaaS. Большое значение уделялось обеспечению коммуникаций между сотрудниками и их обучению. Пришлось оперативно корректировать модель угроз и планы по реагированию на инциденты. «На территории России и СНГ за последние полгода у нас не было ни одного серьезного ИБ-инцидента»,— подчеркнул Илья Борисов.
Любая ИТ-служба должна улучшать производительность рабочих станций, обеспечивать безопасность, минимизировать время простоя оборудования и, конечно, делать это за минимальные деньги, продолжил Александр Мельников, специалист по внедрению продукции Intel. Пользователи хотят иметь удобное, быстрое устройство, с помощью которого можно работать везде: и в офисе, и дома, и в дороге.
Эксперт рассказал о платформе Intel vPro, которую компания позиционирует как основную платформу для бизнеса. Технологии, которые реализованы на платформе, можно разделить на четыре основные группы. Первая — производительность. На платформе vPro валидированы только высокопроизводительные процессоры: Core 5 и выше. Вторая — безопасность, и именно здесь реализован самый большой пласт технологий vPro, которые на аппаратном уровне защищают от кибератак. Третья — все компании, которые предлагают продукцию на базе vPro, гарантируют, что минимум 15 месяцев либо до выпуска следующего поколения платформы ее аппаратные компоненты будут неизменны. Также гарантируется поддержка Windows 10. Четвертая — любые программные проблемы с vPro можно решать удаленно.
Платформа vPro доступна в любых форм-факторах: на моноблоках, ноутбуках, планшетах и т.д. Приложения на ней работают на 30-40% быстрее, чем на системах 3-летней давности.
Эффективность платформы vPro
Источник: Intel, 2020
Цифровизация продолжается
Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ, уверен, что COVID-19 стал настоящим двигателем цифровизации. Удаленная работа показала, что видеоконференции — это очень удобно и помогает существенно сэкономить время, мессенджеры обеспечивают минимум бюрократии и максимум скорости, а переход на полностью электронный документооборот — возможен за редким исключением.
Сегодня сотрудники Счетной палаты получили дополнительные возможности обучения в дистанционном режиме — им доступно более 100 ссылок на тематические курсы в открытом доступе и десятки обучающих программ. Благодаря удаленке удалось также кратно снизить трудовые и временные затраты ресурсов на рутинные процедуры традиционного аудита — работу на объектах, сбор и обработку информации, формирование типовых отчетов и т.д. Сотрудники получили доступ к более 80 новых систем, и теперь данные из них они получают не в бумажном, а в электронном виде.
Михаил Чижиков, технический пресейл решений «Mail.ru для бизнеса», рассказал о том, как проводить цифровую трансформацию в условиях удаленной работы. По его мнению, очень важно обеспечить коммуникацию сотрудников при помощи удобной и понятной коммуникационной платформы. Такую платформу компания предоставляет как по SaaS-модели, так и on-premise. Михаил Чижиков подробно остановился на мессенджерах — сегодня 80% сотрудников используют для общения публичные ресурсы и лишь 20% — корпоративные.
Понятно, что публичные ресурсы не обеспечивают необходимый уровень безопасности. «Mail.ru для бизнеса» предлагает собственное решение, которое можно быстро интегрировать с корпоративным справочником, а значит, автоматически удалить сотрудников, которые уже не работают в компании. При этом приложение удаляется и на их устройствах. Михаил Чижиков подробно рассказал о различных сценариях работы мессенджера.
Возможны варианты
Рамиль Гиззатов, директор департамента инфраструктурных решений центра информационных технологий Центра обслуживания бизнеса КАМАЗ, рассказал, что для организации удаленной работы в компании использовались два подхода. Remote Access Gateway (RAG) позволяет работникам подключаться с домашнего ПК к компьютеру, расположенному в офисе. Пользователю доступны все его документы, программы, электронная почта, можно проводить собрания и звонить при помощи Skype для бизнеса без установки дополнительного ПО на домашний ПК. Secure Sockets Layer Virtual Private Network (SSL VPN) предназначен для сотрудников, которые не имеют ПК, находятся в командировках или постоянно работают удаленно. В этом случае, пользователю также доступны все ИТ–системы и ресурсы, которые требуются для работы.
Рамиль Гиззатов поделился опытом массового внедрения средств удаленной работы. По его словам, наладить процесс удалось при помощи специально созданного бота, который подсказывал, как подключиться к рабочему ПК, и самостоятельно устранял ошибки пользователей. Это позволило снизить трудозатраты специалистов контакт-центра и технической поддержки на 70%. Кроме того, компании пришлось приложить немало усилий, чтобы наладить коммуникацию с удаленными сотрудниками и сохранить корпоративную культуру.
27 лет назад, когда создавалась МТС, об удаленной работе не было и речи, а сегодня 90% из них работает удаленно, начал свое выступление Андрей Панченко, руководитель центра ИТ–инфраструктуры рабочих мест МТС. Это был огромная работа, в ходе которой все технологии, имеющиеся у МТС, отработали корректно, отметил эксперт. Большое значение имело то, что еще в 2019 г. в компании был запущен пилот по переводу на удаленку части сотрудников. Для планирования массового перевода был создан специальный портал S.H.I.E.L.D.
Опыт перевода сотрудников на удаленную работу
Источник: МТС, 2020
Таким образом, к началу 2020 г. у МТС уже имелся зрелый VDI-продукт, при помощи которого более 60% сотрудников работали в корпоративном облаке, и наработки в области подключения к работе с VDI извне. Кроме того, было запущено временное решение, позволившее превратить физические ПК в офисе в персональные выделенные виртуальные рабочие места. Работающий уже более двух лет единый «котел» оборудования под все потребности позволил оперативно предоставить сотрудникам, не имеющим дома собственной техники, корпоративное оборудование. Также удалось быстро провести все необходимые работы по модернизации ИТ-инфраструктуры.
Пилотирование возможности удаленной работы в X5 Retail Group проводилось еще в 2019 г. По словам Марии Войтик, руководителя проекта «Удаленный офис» Х5 Retail Group, результаты пилоты показали, что люди с удовольствием приняли инициативу компании. Массовое внедрение решения было намечено на лето 2020 г., однако пандемия внесла свои коррективы. Пришлось перевести сотрудников на удаленку значительно раньше, однако на тот момент им были представлены минимально необходимые сервисы.
В дальнейшем решение стало развиваться. В X5 Retail Group провели массовую замену стационарных ПК и устаревших ноутбуков, организовали в офисах WiFi-зоны, расширили каналы связи, внедрили VPN и VDI. В качестве базовых сервисов используется MS Teams, сервис бронирования рабочих мест и переговорных через интерактивные киоски, внедряется MIRO. Сотрудники также могут в электронном виде оформить основные кадровые документы. В 2023 г. в компании должны быть завершены развертывание аналитических сервисов и дэшбордов и оптимизация процессов с точки зрения employee experience.
Александр Муравьев, директор центра развития электронного и дистанционного обучения, и Олег Храмов, заместитель директора центра развития электронного и дистанционного обучения Московского физико-технического института, уверены, что используемые в вузах технологии дистанционного обучения могут быть востребованы и бизнесом. Это могут быть сборники текстовых и других материалов на корпоративной платформе, видеоконференции, видео-лекции и массовые открытые онлайн-курсы. Он предупредил, что онлайн-курсы — наименее эффективный инструмент, потому что людям сложно учиться у компьютера, ему необходимо человеческое общение. Такой способ обучения ориентирован только на наиболее мотивированных сотрудников.
Онлайн-обучение должно строиться системно, иначе оно бесполезно. Очень важно, чтобы системы были удобными для преподавателей. При этом хорошо простроенное решение может обслуживать один человек — преподаватели сами создают в них курсы, не привлекая к этому процессу сторонних специалистов.
Александр Мельников: Аппаратные технологии позволяют реактивно и проактивно защищать компьютеры от кибератак
Защита устройств не только на программном, но и на аппаратном уровне становится одним из приоритетов в условиях массового перехода на удаленную работу, уверен Александр Мельников, специалист по внедрению продукции Intel.
CNews: В чем основные отличия требований пользователей и ИТ-специалистов к оборудованию?
Александр Мельников: Пользователи хотят, чтобы их устройства были производительными, удобными и красивыми. ИТ хочет, чтобы устройства были надежными, безопасными и требовали минимальных затрат на эксплуатацию.
Михаил Чижиков: Мы сократили сроки внедрения до нескольких часов, а в случае с облачной версией — до 20–30 минут
Удаленная работа потребовала серьезной реорганизации рабочего места сотрудника. Как это сделать быстро и эффективно, рассказывает Михаил Чижиков, технический эксперт по B2B-решениям «Mail.ru для бизнеса».
CNews: Как пандемия изменила отношение к организации рабочего места сотрудника?
Михаил Чижиков: Среди заказчиков вырос спрос на шифрование трафика коммуникационных сервисов, участились вопросы о работе продуктов с VPN, а также добавились требования по логированию пользовательской активности.
Дмитрий Галкин: Построенные наспех решения оставили множество проблемных зон
Компании успешно перевели сотрудников на удаленную работу. При этом они использовали самые разные технологии. Сегодня настало время их совершенствования, рассказал Дмитрий Галкин, руководитель направления VDI «Инфосистемы Джет».
CNews: С какими проблемами столкнулся бизнес при организации удаленной работы сотрудников?
Дмитрий Галкин: На основе исследования, которое провела наша компания совместно с CNews и Citrix в конце 2020 года, можно сказать, что переход на удаленку стал нелегкой задачей для ИТ-служб крупных компаний (в рамках исследования были опрошены 102 ИТ-руководителя компаний из топ-500 РБК).