Организованная CNews Conferences конференция «Цифровизация ритейла и электронная коммерция 2024» выявила новые тренды и новые проблемы ритейла. Почему покупатели возвращаются из онлайна в шоурум? Как одновременно быть оператором связи и торговать в розницу? Как эффективно организовать работу склада? Как принять свежие овощи и фрукты так, чтобы потом не было мучительно больно? Обо всем этом рассказали участники конференции.
ИТ-компания или простой магазин
О вызовах интернет-магазинов нишевых сегментов с выручкой не более 40 млрд руб. предложил поговорить Алексей Яровой, ex-директор по цифровой трансформации ГК «Бринэкс». Он же выступил модератором конференции.
Что выбрать бизнесу: предпринимательство или ИТ-развитие? Раньше ответ был очевиден, однако сейчас все больше компаний считают, что нужно переформатироваться и трансформироваться из розничного предприятия в ИТ-компанию. И тут возникают сложности. «Постоянная смена ИТ-команд работает как механизм накопления проблем. При создании канала продаж нет нужных ИТ-специалистов. Нет и единых справочников для поддержки всех бизнес-функций или происходит нагромождение различных функций в одной системе», — говорит Алексей Яровой.
В начале цифрового пути у небольших ритейлеров часто нет понимания, какие объекты надо сформировать (товары, остатки, цены, услуги, недвижимость и так далее), чтобы потом объединить их в сервисы, например, документооборот, прием платежей или коммуникационный блок. Необходимы также ИТ-поддерживающие сервисы —инфраструктура, CI/CD-инструменты, шины данных и т.д.
Проблемой может стать и стремление к быстрым победам, которое приводит к отклонению от фундаментальных базовых объектов бизнеса. При этом со стороны акционеров и топ-менеджмента поддержки долгих стратегий можно не найти вовсе.
Какие процессы в ритейле лучше передать на аутсорсинг, объяснил Александр Афанасьев, ИТ-директор Leomax. Он так же, как и модератор конференции, предложил поговорить не о гигантах рынка, а о малом и среднем бизнесе. «Очень часто на мероприятиях рассказывают про кейсы крупного бизнеса, а вот про СМБ забывают. Кроме того, я буду говорить про компании, где ИТ-функция является обслуживающей, при этом рост умеренный, кризиса поблизости нет, бурного развития пока тоже не наблюдается, поэтому нет необходимости бросать все ресурсы на передовую. Ограничим круг вопросов бизнесом с оборотом до 15 млрд рублей в год, потому что для крупняка и для малышей ответы будут другими», — начал он свое выступление.
По мнению докладчика, таким компаниям серверную инфраструктуру лучше формировать в облаке. Облака обеспечат надежность, высокую доступность и OPEX вместо CAPEX. Не будет необходимости держать в штате квалифицированных сисадминов. Минусы, впрочем, тоже присутствуют: зависимость от облака и, что бы там ни говорили провайдеры, техническая возможность для посторонних получить доступ к данным. «Более того, экскаватор копнет не там, и останетесь с собственными серверами под столом, только без связи и электричества. Ну или надо предусмотреть и такие риски», — комментирует спикер.
Мобильной разработкой лучше заниматься самостоятельно тем, кто делает много приложений. На аутсорс можно передать работу кодера — это дешевле, чем взращивать собственных джуниоров — и системное администрирование. Да, стоимость часа при этом может быть выше, но и эффективность работы таких специалистов больше. Категорически нельзя отдавать на аутсорсинг задачи продакт-менеджера. Знания не должны утекать из компании, даже если она не позиционирует себя, как ИТ-организацию.
Сергей Семенченко, руководитель скаутинга инноваций «Рольф», является представителем ритейлера, который уже считает себя не просто торговой организацией с сильной ИТ-составляющей, а «ИТ-компанией, которая лучше всех помогает клиентам выбирать и обслуживать автомобили». Цифровизация — основа лидерства «Рольф» на рынке, уверен спикер.
Первые инициативы были запущены для того, чтобы ускорить бизнес-процессы в компании, которые тормозила децентрализация и разрозненность. Внедрение цифровых технологий привело к значительным культурным и экономическим изменениям в компании. От монолита в «Рольф» перешли к микросервисам, от Oracle — к Flora. Это позволило освободиться от вендерозависимости, консолидировать и структурировать весь массив клиентских данных. В три раза ускорился вывод продуктов на рынок, в 4-5 раз уменьшилось время, необходимое для адаптации новых сотрудников.
Новая система «одного окна» обеспечивает универсализацию ролей, конвейеризацию процессов, прозрачность данных для принятия управленческих решений. На фронтлайне она помогает ускорить выход на высокий уровень продаж и демократизирует знания. CRM-модуль показывает «жизненный цикл клиента», с помощью которого ведется прогнозирование продаж на основании алгоритма анализа исторических данных. В «Рольф» осуществляется сбор и хранение всей истории клиента в рамках всех дилерских центров.
Система самостоятельно ведет продавцов по сделке, а заказчики получают омниканальный опыт. В «Рольфе» обсуждается, не стоит ли вообще внедрить каналы самообслуживания прямо на местах продаж, чтобы можно было выбрать автомобиль, не прибегая к общению с сотрудниками. «Функциональность Flora интегрируется и в наше мобильное приложение, для того чтобы клиенты могли записываться и оформлять заказ-наряды. Мы идем в сторону самообслуживания. На данный момент Flora — это заменитель всего того, что делал весь зоопарк систем. Ее гибкость и масштабируемость позволяет реализовывать такие пожелания бизнеса, о которых он пока еще и сам не знает. Появится какая-то новая бизнес-модель или новый дилерский центр — наша Flora ко всему готова», — дополняет спикер.
Реальный мир не сдается виртуальному
Объединение офлайн- и ecom-платформ на примере сотового ритейла продемонстрировал Алексей Воропаев, директор дирекции развития информационных систем операционного блока «Мегафон Ритейл». Компания занимается не только связью, но и розничной торговлей. Единственной точкой непосредственного контакта оператора связи с клиентом является магазин, а их у «Мегафона» 2300 в 527 городах присутствия. «Мы обязаны привлекать новых абонентов, помогать имеющимся, а помимо этого — продавать смартфоны и прочую электронику. Продавец работает в массе ИТ-систем, потому что продукт сложный, комплексный. В общем, продать что-то в нашем салоне непросто», — объясняет докладчик.
При этом у компании оказалось два не пересекающихся друг с другом канала продаж: офлайн и онлайн. Каждый со своими менеджерами и своими системами. Единственное, что их связывало, — общий склад. Такая модель могла существовать какое-то время, но чтобы зарабатывать больше, ее нужно было изменить.
Идея проста: превратить всю розницу в один большой интернет-магазин, а заодно избавиться от унаследованных ИТ-продуктов. «Мы не ожидали, что проект будет таким большим и сложным, и, естественно, потерпели поражение. Только через год удалось выбрать правильный путь. Мы продолжали ошибаться, но, тем не менее, проект стал управляемым и прогнозируемым», — вспоминает Алексей Воропаев и делится со слушателями целым набором инсайтов. Нельзя поддаваться на кажущуюся простоту, нужно сразу найти внутреннего заказчика, причем стоит помнить, что менеджеры продукта — это не владельцы продукта. «На таких проектах должен быть зубастый владелец продукта. Архитекторы тоже должны быть не менее зубасты», — комментирует спикер. Архитектурный дизайн является важным элементом проекта.
Составляющие успеха проекта
Среди выученных уроков были и такие: онлайн ничего не знает про офлайн, мотивация розницы должна быть единой, монолит увеличивает сроки проекта, а у ИТ-команд может быть разный менталитет, поэтому их нужно синхронизировать.
Добиться лучшего соотношения операционной прибыли и административных расходов и сохранить при этом лидирующие позиции в области клиентского опыта запланировал на 2024 год продавец автомобилей «Автодом». «Наша цифровая трансформация балансирует между двумя целями: меньше тратить и быстрее развиваться», — рассказывает Олег Кузнецов, заместитель генерального директора по цифровой трансформации «Автодом» и «Автоспеццентр».
Еще совсем недавно многие верили: скоро все машины будут продаваться онлайн. «Это был главный тренд, которого все боялись, — отмечает докладчик, — но сейчас мы видим, что клиенты выбирают онлайн, а потом все равно идут в шоу-рум. Поэтому мы не ставили главной своей целью продажи онлайн. Люди хотят прийти и прикоснуться к премиальности бренда».
Чтобы осуществить цифровую трансформацию, компания сделала 6 шагов и задала себе 6 вопросов: в чем цифровая угроза, какая бизнес-модель окажется наилучшей, каково наше цифровое преимущество, как мы собираемся обеспечить подключение к цифре и есть ли у нас для этого возможности, в том числе лидеры, которые обеспечат трансформацию?
Модель оценки. Как воздействует цифровизация на компанию в перспективе 5 лет?
«Мы обнаружили, что 22% нашего бизнеса под угрозой и может быть замещено новыми игроками, конкурентами. В деньгах это 2 млрд рублей. Эта цифра нужна, чтобы обосновать затраты на цифровую трансформацию», — говорит Олег Кузнецов.
Чтобы обеспечить клиентам положительный опыт получения услуг компании, надо создать омниканальный путь, который начинается онлайн, продолжается в автосалоне и заканчивается в интернете. В случае с автомобилями это непросто, ведь чтобы купить машину, нужен целый день, хотя отдел продаж подготовился к встрече и ждет клиента. Именно поэтому дилер заинтересован в омниканальности, отлично работающей CRM-системе и мобильном приложении.
Кроме того, в «Автодоме» хотят принимать решения на основе данных, но не слишком задействовать при этом ИТ-отдел. Для этого нужно обеспечить централизированное накопление информации о деятельности компании в озере данных, доступном для построения отчетности через BI-системы без привлечения ИТ, силами аналитиков. ИТ-департамент задействован только для добавления данных в Datalake и их унификации, а также для выгрузки данных из Datalake на шину данных. «Что касается шины данных, мы нашли отличный российский продукт, и совсем недорого», — говорит Олег Кузнецов.
Еще один шаг в направлении сокращения расходов и улучшения бизнеса лежал в области обеспечения непрерывности работы ИТ-сервисов. Нужно было минимизировать простои и их влияние на выручку, прибыль и репутацию компании. Также потребовалось обеспечить эффективное расходование средств ИТ-бюджета за счет оптимизации ИТ-систем, включая виртуализацию и централизацию.
Складские сложности
Как выбираться из кризиса путем трансформации, объяснил Вадим Уланов, директор по данным «Всеинструменты.ру». Признаки кризиса известны: бизнес-процессы перестают работать как надо, команда эмоционально выгорает, ресурсов и времени не хватает.
У «Всеинструменты.ру» огромные складские пространства — 10 складских секторов площадью 188 000 квадратных метров, 215 000 товаров только в свободном остатке. На складах работает около 4 тыс. человек. «Симптомы нашего кризиса проявились в перегруженных буферах приема и размещения товара, в заполненности ячеек хранения, в непропорциональном росте ошибок ТВД и расходов», — рассказывает Вадим Уланов.
Компания хотела сократить расходы, повысить производительность складских процессов, а также решить проблему роста потребности в складских площадях. «Вы знаете, с чего начинается антикризисное управление: с изучения базовых процессов, разработки метрик, покрывающих «слепые зоны» анализа», — перечисляет докладчик.
Итоги проекта «Эффективность СК ДМД»
В «Всеинструменты.ру» сформировали проектную команду, включающую в себя сотрудников склада, повысили производительность труда за счет устранения выполняемых по традиции, но уже давно не нужных операций, а также за счет пересмотра и унификации зон ответственности, глубокой оптимизации процессов пополнения и консолидации, устранения неэффективных моделей учета. Команда аналитиков и прогнозирования была централизована. «Это необходимо на данном этапе. В будущем, если мы станем неповоротливыми, проведем децентрализацию, а пока так лучше», — поясняет Вадим Уланов. Заодно отказались от устаревших инструментов автоматизации и анализа.
«Мы уже выросли, но при приеме овощей и фруктов продолжали ходить в старых коротких штанишках», — признается Алексей Лебедев, бизнес-аналитик дирекции информационных технологий «Ленты». Он рассказал, как в торговой сети цифровизировали процесс приема плодовой продукции. «Мы встали на путь цифровизации, и теперь нас не остановить», — утверждает эксперт.
При приеме этой категории товара существовала вероятность возникновения преступного сговора недобросовестных поставщиков и сотрудников. Из-за списаний свежих овощей и фруктов возникали финансовые потери, а отсутствие списаний приводило к потерям репутационным. «Ленте» был необходим прозрачный процесс и тщательный контроль качества на каждом этапе доставки свежих овощей и фруктов: от места производства до полок магазина.
До внедрения мобильного приложения искать нужную категорию дефектов приходилось вручную. Спецификации не всегда оказывались актуальными. Для осуществления приема приходилось носить большой объем распечатанных документов. Кроме того, приемщик брал с собой бумагу, ручку, калькулятор, фотоаппарат, батарейки к нему. Телефоны на территории распределительного центра под запретом.
После того, как предприятие перешло на мобильное приложение, принимать продукцию стало легче. За этим процессом можно следить удаленно. Теперь приемщик использовал только планшет.
Функциональность мобильного приложения
«Мы решили сделать максимально простое приложение, чтобы оно выглядело модно, стильно, молодежно, чтобы в нем не нужно было разбираться», — рассказывает Алексей Лебедев. Результаты внедрения — сокращение использования офисной бумаги на 560 пачек, что равно 13 паллетам, экономия 28 000 часов, которые раньше тратились на подготовку отчетов, а также снижение «пробега» сотрудников на 32 млн шагов, а это расстояние от Петербурга до Магадана и обратно. «Тазобедренные суставы у каждого ведь свои, а не корпоративные», — улыбается докладчик.
Собственная разработка вместо аутсорсинга
Почему крупные игроки e-com вкладываются в собственную разработку ПО? Электронная коммерция — это высококонкурентная рыночная среда, снижение затрат в которой происходит, в том числе, за счет оптимизации и удешевления бизнес-процессов: на уровне клиентских и цифровых сервисов, а также в логистике. «Если все налажено, мы получаем серьезную экономию», — говорит Станислав Чегодаев, директор по информационным технологиям Boxberry.
По данным исследования «Экосистема электронной торговли 2023», проведенным Data Insight совместно с Оborot.ru, на российском рынке e-com большое количество готовых ИТ-решений всех классов. «Казалось бы, живите и радуйтесь. Своя разработка — это все-таки дорого. Кто занимается, тот себе это хорошо представляет», — говорит докладчик. Однако некоторые продукты приобрести сложно. «Вы не купите оптимальную интеграцию в динамический ИТ-ландшафт и гибкое управление изменениями. Вряд ли чужой продукт будет полностью соответствовать всем ИТ-требованиям вашего бизнеса и заданным стандартам вашего ИБ», — говорит Станислав Чегодаев.
Станислав Чегодаев перечисляет, на что именно приходится находить исполнителя, даже если все системы «коробочные»: для интеграции высоконагруженного ландшафта, для индивидуального инфообмена с каждым ключевым клиентом или партнером. «Вы не можете позволить себе «завалиться» в горячий сезон, и все равно будете решать эти вопросы решать самостоятельно. Проблемы же взаимодействия и интеграции не волнуют только монополиста рынка», — подчеркивает он.
Количество готовых ИТ-решений на российском рынке
Собственная разработка ПО позволяет получить продукт максимально «под себя»: как с точки зрения процессов, так и с точки зрения ИТ-ландшафта. Она обеспечивает полное владение правами и кодовой базой, а также гарантирует отсутствие лицензионных отчислений (на разработанную часть ПО). Это важно, если предполагается дальнейшая монетизация проекта. Создание собственного решения позволяет нарастить и сохранить компетенции внутри компании, что пригодится для дальнейшего развития бизнеса. Наконец, если делаешь ПО сам, то можешь полностью управлять всем жизненным циклом получившегося продукта.
«Есть вещи, которые самим лучше не делать», — не соглашается с предыдущим спикером Кирилл Хаустов, руководитель инновационной лаборатории «Эвотор». Он рассказал о SoftPOS. История технологии началась в 2019 году с партнерства Samsung и Visa — они были наиболее заинтересованы в том, чтобы увеличить количество мест, где можно заплатить безналичным способом. Первые решения в России появились уже через год. В этих пилотах еще не было единых стандартов и правил безопасности, однако они были завершены успешно.
«У всех клиентов возникает вопрос — а что с безопасностью сейчас? Отвечая на него, можно сказать, что решение местами гораздо безопаснее, чем классический POS-эквайринг», — говорит Кирилл Хаустов и рассказывает, как от пилота им удалось перейти к промышленной эксплуатации.
Критерии безопасности решения
Сейчас продукт продолжает развиваться. «Решением, которое просто умеет принимать карту, никого не удивишь, хотя, когда мы только запускались, это было настоящее ноу-хау», — говорит Кирилл Хаустов. В отличие от mPOS, для SoftPOS не требуется подключения внешних устройств. Чтение EMV данных карты происходит непосредственно с NFC-чипа устройства. SoftPOS эволюционировал и поддерживает маркировку, онлайн-фискализацию, товароучетную систему. У нее открытый API, который позволяет встроить решение в любую ИТ-инфраструктуру заказчика. «Мы сделали платежную поверхность, которая позволяет дистрибутировать любые способы оплаты», — дополняет спикер.
Технология может быть полезна ресторанам, кафе, службам доставки, сезонному бизнесу и тем, кто оказывает услуги на выезде или занимается перевозками. «Вообще, решение подошло бы всем, но многие просто обязаны иметь физическую кассу в торговой точке», — говорит спикер.
Как не спустить ИТ-бюджет в трубу
Владимир Мамут, CEO Lucky Child, когда-то работал в ИТ-сфере, а потом основал собственный бизнес. Его компания полностью цифровая. При этом спикер признает, что ИТ-расходы могут оказаться бессмысленными, если они недостаточно продуманы.
Он поделился собственным опытом. Сначала у Lucky Child была только фабрика. Тут-то и начались проблемы. Например, сырье вроде есть, а оказывается, что нет, и завтра производство встанет. «Вот тогда мы и написали первый софт для управления фабрикой», — говорит докладчик. По его мнению, если без ИТ невозможно жить, то внедрение будет успешным. Если же это просто внедрение, то деньги потрачены напрасно. «ИТ не делает вас богаче, но существенно повышает устойчивость бизнеса», — говорит Владимир Мамут.
Кроме того, в цифровую компанию с удовольствием приходят хорошие специалисты. «Люди в этом случае приходят сами и делают то, что надо», — говорит Владимир Мамут.
Корректны ли входные данные для расчета планов
Еще одна ошибка — когда продажи и аналитика живут сами по себе. Нужно проверять, корректны ли входные данные для расчета планов. «По мере роста компании растет и масштаб бедствия. Я вдруг увидел, что мои закупщики, конечно, не седеют, но они просто почему-то убегают. В чем причина?», — делится Владимир Мамут и подробно поясняет, почему это происходит. «При больших объемах проводить закупки вручную невозможно. Наступает время автоматизации», — уверен он.
Но это еще не все. «Я посмотрел, как используется система, как работают уведомления по отклонениям в Tg-bot. Как выяснилось, первое, что сделали люди, когда поняли, что система все контролирует, — это перестали нажимать кнопку «утвердить». Ведь если кнопку не нажать, то ничего не произойдет и они снимут с себя ответственность», — смеется Владимир Мамут. По его словам, изменить ситуацию помогают не штрафы, а мотивация.
В телеком-рознице стремятся использовать IoT, блокчейн, технологии дополненной реальности и искусственный интеллект, хотя бы в виде чат-ботов. «Мы используем ИИ, технологии дополненной реальности, например, для обучения сотрудников. Наши устройства являются частью IoT, кроме того, система Digital Signage у нас одна из самых крупнейших в телекоме — около 2 тыс. экранов по всей России. Несколько демонизируемый блокчейн пока не используем, но смотрим на него с интересом. Я вижу в нем потенциал для внедрения в нашей розничной сети. У нас самые разные ИТ-системы, они взаимодействуют между собой. Прозвучит нескромно, но в телекоме такого состава цифровых технологий для управления розницей ни у кого нет», — говорит Наталья Гафурова, руководитель службы развития и автоматизации процессов управления монобрендовой розничной сетью «Т2 Мобайл».
Технологии помогают управлять розницей. У оператора около 3 тыс. торговых точек разного формата, которые работают по франшизе. Докладчица подробнее остановилась на нескольких решениях: интерфейсах для сотрудников и продавцов, а также на том, как аудиобейджи помогают контролировать качество обслуживания.
В «Т2 Мобайл» ИТ-департамент не ждет запросов от бизнеса, а сам предлагает ему эффективные решения. Получается, инвестировать нельзя экономить? «Мне очень нравится этот риторический вопрос, потому что запятую можно ставить где угодно», — говорит Наталья Гафурова. По ее словам, стоит обратить самое пристальное внимание на бенчмарки, проводить небольшие пилоты и устанавливать качественные KPI.
Экономить прямо сейчас
«Компания McKinsey буквально два месяца назад выложила исследование. По ее оценкам, от 150 до 275 млрд долларов операционной прибыли зависит от оптимизации процессов. В частности, 15% можно получить за счет оптимизации маркетинга, еще 25% может дать искусственный интеллект, если его использовать на этапе производства продукта. Сейчас 73% компаний готовы увеличивать бюджеты и внедрять ИИ», — начал свое выступление Иван Будник, директор по электронной коммерции и цифровой трансформации Gulliver Group.
Искусственный интеллект можно использовать на всех этапах производства: для поиска идей, исследования рынка, разработки эскизов, фотосъемки и подготовки контента. «У нас пять сервисов в процессе интеграции, на прошлой неделе мы провели первое в России иммерсивное фэшн-шоу», — говорит докладчик и демонстрирует видео шоу. В нем виртуальные модели одеты в ту же одежду, что и реальные девушки.
Искусственный интеллект тренирует насмотренность у дизайнеров, помогает разработать билборды, сформировать капсульные коллекции. Сервисы генеративного дизайна собирают наборы одежды из «кирпичиков», по принципу конструктора «сделай сам». «У вас есть эскиз, но вы хотите взглянуть, как будет выглядеть конечный продукт. Это можно сделать в один клик, — показывает перевод рисунка в 3D Иван Будник. — Можно сделать видео и фотографии, карточки товара до того, как продукт увидит свет. Привлекайте пользователей до открытия сезона».
Алгоритмы искусственного интеллекта уж помогают ритейлерам экономить. Где именно — рассказал Иван Крутько, бизнес-практик в b2b-продажах и цифровой трансформации, бывший директор по цифровому развитию «Комус».
Что реально работает в ритейле? Чат-боты, виртуальные сотрудники и онбординг живых людей. Очень удобно вводить новичка в курс дела с помощью бота. «Этот кейс очень популярен, его легко просчитать», — говорит спикер. Еще одна популярная тема — ИИ и воронка продаж. «Мы много работаем с данными, начинаем их адаптировать, но возникает вопрос, как посчитать эффект. Вы знаете, сколько сейчас стоит дата-аналитик? За его зарплату можно нанять 15-20 специалистов. Но бизнес считает деньги. Именно поэтому истории с ИИ чаще всего связаны с воронкой продаж», — поясняет Иван Крутько.
ИИ можно применять для тестирования бизнес-гипотез, сегментации клиентов, описания вакансий, поиска контента, генерации административных задач и политик. Он может работать как ассистент для реселлеров и оптовиков, отвечать за маркетинговые рассылки. Машинное обучение также применяется для снижения стоимости обслуживания. Еще одна интересная тема — применение RPA там, где много простых и рутинных операций, которые делаются вручную, например, разбор и пересылка электронных писем.
«Геоаналитика и машинное обучение уже улучшают логистику ваших конкурентов», — утверждает Ольга Ведерникова, генеральный директор «Эпсилон Метрик». Будущее ритейла — за обработкой данных. «Все хотят повысить зрелость данных и отчетов до такого уровня, когда можно будет пользоваться искусственным интеллектом, предиктивной аналитикой», — говорит она.
Применение геоанализа и искусственного интеллекта в проектировании цепочек поставок позволяет спрогнозировать спрос и оптимизировать логистику, обеспечивая более эффективное управление запасами. Анализ геоданных способствует определению оптимальных маршрутов и точек распределения, повышая оперативность и снижая издержки.
Использование ИИ для анализа клиентских данных позволяет создавать персонализированные предложения, учитывая местоположение и поведение клиентов. Это обеспечивает более глубокое понимание потребностей клиентов и помогает формировать предложения, максимально соответствующие их поведенческим паттернам. В свою очередь, лоукод-платформы помогают быстро разрабатывать и внедрять приложения для анализа и обработки данных, что ускоряет процесс принятия решений и повышает продуктивность, позволяя сотрудникам легко адаптироваться и работать со сложными данными, включая геоанализ и ИИ.
Однако многие ритейлеры по-прежнему испытывают трудности с данными, аналитикой и применением искусственного интеллекта. Для решения этих задач необходимы две платформы данных: корпоративное хранилище и платформа предиктивной аналитики. И если первая есть почти у всех, то с платформой аналитики для ИИ все не так просто — она стоит очень дорого. Кроме того, понадобится команда дата-сайентистов. Ольга Ведерникова и предлагает облачную платформу предиктивной геоаналитики для ритейла «Эпсилон Метрикс». «Мы разворачиваем платформу рядом, интегрируем ее через API с существующим хранилищем данных, с той инфраструктурой, что есть у заказчика. И платформа становится инструментом работы с большими данными», — рассказала она.
Структура платформы «Эпсилон Метрикс»
Ольга Ведерникова поделилась кейсом использования «Эпсилон Метрикс» у федерального логистического оператора, работающего в сегменте экспресс-доставки. Заказчику хотел понять, где именно открывать новые ПВЗ в рамках расширения сети франшизы по всей России. В качестве исходных данных использовались данные о работе уже существующей сети ПВЗ, конструктор карт, каталог данных и приложение для ритейла. В результате логистический оператор получил возможность визуализировать и автоматически анализировать сотни тысяч объектов в окружении существующих ПВЗ и в новых локациях. Ему стало понятно, как оценить эффективность работы точки в новой локации.
Защищайтесь, пока не поздно
«Цифровизация — это хорошо, ну тут, как обычно, из засады выскакивают безопасники, которые душат все благие начинания. Зачем мы это делаем — поговорим сегодня», — начал свое выступление Алексей Киселев, руководитель отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса «Лаборатории Касперского». Современные реалии кибербезопасности подразумевают усложнение регулирования, так как обсуждается существенное увеличение штрафов за утечки, и напряженный киберландшафт. В последние два года 69% организаций в России пострадали минимум от одного киберинцидента. При этом именно ритейл вошел в топ-5 отраслей по количеству критичных инцидентов ИБ в 2023 году. Продолжается активное замещение иностранных ИБ-решений. «И вы, и мы справляемся, но сложностей много», — отмечает докладчик.
Спикер предложил три уровня защиты: защиту от массовых угроз, защиту от скрытых угроз и от сложных атак. По всем направлениям у «Лаборатории Касперского» есть готовые решения.
Ответственность за нарушения в сфере защиты персональных данных
Алексей Киселев остановился на некоторых из них подробнее. Так, базовая платформа Kaspersky Security для бизнеса может стать основой ИБ-системы для компаний любой величины и сферы деятельности — она будет отражать массовые киберугрозы автоматически. Платформа также осуществляет защиту корпоративной почты. «Корпоративная почта — одна из самых распространенных точек, в которую пытаются проникнуть злоумышленники, поэтому защищать почтовые серверы нужно в обязательном порядке, причем качественно, а не просто огораживая их от спама», — говорит спикер.
Он также упомянул новинки в портфолио «Лаборатории Касперского»: решения для управления корпоративной мобильностью, для защиты контейнерных сред и Kaspersky Smart — умную защиту для среднего бизнеса. Первый продукт из этого списка — Kaspersky Secure Mobility Management — позволяет компаниям безопасно, гибко и удобно использовать мобильные устройства в рабочих целях, дает уверенный контроль и надежную защиту на каждом этапе жизненного цикла корпоративных мобильных устройств. Kaspersky DDoS Protection минимизирует влияние DDoS-атак, обеспечивая постоянную доступность всей инфраструктуры и важнейших онлайн-ресурсов. Линейка решений Kaspersky Smart делает экспертные инструменты класса SIEM и MDR доступными для организаций среднего бизнеса (250–1000 узлов) и открывает новые возможности для киберзащиты.
Построение защищенной корпоративной сети — это настоящая головная боль. «Представьте, что вы в Москве и открываете новый филиал в Саранске. С точки зрения ИТ-обеспечения тратится не так много времени. Телефонная связь — пара минут. Базы данных, CRM-системы — все это предоставляется сотрудникам нажатием нескольких кнопок. Сделать все это можно, не выезжая из Москвы. Но обеспечить филиал защищенной корпоративной сетью — совсем другая задача. Вы поедете на место, будете говорить с местными операторами связи и обнаружите, что там либо никого нет, либо всего один оператор, и резервироваться не у кого», — говорит Александр Николаев, начальник отдела маркетинга «ТрансТелеКом».
Будут проблемы и с персоналом. Компетентных людей мало, а зарплаты растут. Главный системный администратор, способный работать с корпоративными сетями в условиях, когда нет поддержки со стороны ушедших вендоров, стоит 200 тыс. рублей в месяц и даже больше.
Докладчик предложил вместо сложной, зависимой и дорогой сети использовать всего один инструмент. «Для нас это очень новый продукт, поэтому пока не успели придумать ему рыночного, говорящего названия. Называем его технологическим словом SD-WAN от «ТрансТелеКом». По сути, это металлическая коробочка с тремя-пятью Ethernet-портами и слотами для сим-карт. Ее можно преднастроить и отправить всем филиалам. Сотрудникам на местах будет достаточно воткнуть два провода и вставить сим-карты», — объясняет он.
Преимущества SD-WAN
Технология не потребует большого количества ИТ-специалистов. Настройка подключения SDN-устройства происходит автоматически. SD-WAN — это такой подход к организации сети, при котором точка управления трафиком переносится с оконечных устройств на центральный производительный контроллер, управляющий соединением в одну точку через различные физические каналы одновременно. И все это без участия технического персонала. Среди основных особенностей — отказоустойчивость и резервирование с приоритезацией бизнес-критичных приложений, восстановление потерянных пакетов при деградации канала, а также маршрутизация с учетом контекста приложений (Deep Packet Inspection) и характеристик каналов связи. SD-WAN гарантирует максимальную доступность бизнес-критичных приложений.
«Мы будем поддерживать клиента даже в том случае, когда дело совсем не в наших проблемах. Все говорят про сквозной SLA, и мы его предоставляем, не ограничивая вас в использовании только каналов от «ТрансТелеКома». В эту коробочку вы можете воткнуть любого оператора связи, но если что — с ним разбираться пойдем мы», — обещает Александр Николаев. Кроме того, заказчик SD-WAN получит не только качественную связность, но и красивый инструмент мониторинга.
Как увеличить продажи интернет-магазина
Может ли CDN повлиять на конверсию продаж интернет-магазина? Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo, объяснил принцип работы CDN. Эта технология позволяет доставлять контент через географически распределенную сеть серверов, что ускоряет загрузку контента у конечных пользователей. «Есть такая статистика: ускорение сайта на 1 секунду дает рост конверсии на 7% — это верно для сегмента FMCG», — утверждает Ярослав Городецкий. Большинство успешных электронных ритейлеров (Amazon, eBay) используют CDN для ускорения загрузки своих страниц. Каждая сэкономленная секунда может привести к увеличению дохода интернет-магазина.
«За счет кеширования статического контента в сети CDNvideo ваши сайты будут гораздо быстрее открываться у пользователей. Это повысит ключевые метрики и поможет оптимизировать сайт для поисковых систем», — обещает спикер. Компания предлагает сервисы конвертации, что называется, на лету (Gzip, Brotli). Их активация помогает дополнительно сократить объем загружаемых данных. Сервис работает автоматически, если поддерживается браузером пользователя.
Ресайз картинок и конвертация в форматы WebP и Progressive JPEG — дополнительные варианты ускорения загрузки сайта независимо от количества и размера изображений. Конвертация происходит мгновенно, но опять при условии того, что браузер поддерживает нужный формат.
Кроме прочего, CDNvideo помогает интернет-магазинам и маркетплейсам хранить, перекодировать и публиковать видео. Наличие видео в карточках товаров при отсутствии проблем с его загрузкой увеличивает доход интернет-магазина. Согласно исследованию Wyzowl Video Marketing Statistics 2024, в ходе которого была опрошена тысяча маркетологов, видео не только увеличивает веб-трафик, помогает генерировать лиды и делает бренд узнаваемым, но и увеличивает продажи напрямую. Это заявили 87% опрошенных.
Кроме того, в CDNvideo еще несколько лет назад сделали нейросеть, которая позволяет клиенту самостоятельно генерировать видео. Компания приступила к созданию виртуального продавца, который сможет в реальном времени консультировать покупателей.
С программным комплексом для удаленного доступа и управления конфигурациями устройств RuDesktop познакомил участников комференции Алексей Авдеев, коммерческий директор RuDesktop. Этот комплекс является полностью российской разработкой. Только за 2023 г. его установили больше 600 тыс. раз. Ежедневно им пользуются около 120 тыс. человек.
Среди преимуществ RuDesktop современный интерфейс, широкая настройка для пользователей (также можно настраивать их права), понятная политика лицензирования, интеграция с SIEM-системами и KeyCloak. RuDesktop может работать как через сервер, так и напрямую (p2p). Программный комплекс решает задачи удаленного доступа, системного администрирования и технической поддержки. Он также имеет модуль управления конфигурациями устройств (UEM).
Архитектура RuDesktop
Докладчик рассказал несколько конкретных кейсов. Так, одной аптечной сети требовалось организовать работу на 6 000 компьютеров, провести инвентаризацию на всем парке устройств, настроить, обновить и затем управлять автоматизированными рабочими местами. После внедрения RuDesktop и разработки функционала по поиску и сортировке пользователей, по автоматическому обновлению адресной книги, изменению имени устройства и так далее, аптека получила минимизацию ошибок при выполнении работ с АРМ и экономию на персонале. Теперь, чтобы администрировать парк машин, нужно не четыре специалиста, а два, которые будут работать посменно.
«Мы не продаем Roadmap, а решаем ваши задачи», — утверждает спикер и предлагает участникам конференции не только скидку, но и расширенный тестовый период для удаленного доступа и UEM. «Понятно, что у ритейла нет критической инфраструктуры, поэтому ему не очень хочется переходить на отечественные решения, ведь пока никто и не обязывает. Люди ждут, пока вендоры что-то доработают, что-то сделают лучше, — говорит Алексей Авдеев. — Но важно понимать, что чем чаще нам будут поступать запросы от рынка: какие задачи нужны, чего хочется, тем быстрее наши продукты будут улучшаться. Тестируйте, не обязательно наши продукты, но тестируйте».