BPM в примерах: как достичь реальной эффективности

По оценкам аналитиков, рынок систем управления бизнес-процессами и эффективностью бизнеса растет на 15-20% в год. Тем не менее, при всех плюсах BPM-решений, на сегодняшний день в компаниях они используются достаточно узко. О причинах этого, об успешных внедрениях, а также о том, где подобные продукты могут принести реальную пользу и что разработчики готовят потенциальным потребителям, говорили участники конференции "ВРМ-системы: средство для повышения эффективности бизнеса", организованной CNews Conferences совместно с CNews Analytics.

страницы:

Сегодня в российских кредитных организациях задача эффективного управления своей доходностью выходит на первый план. Так, если в 2008 г. наиболее востребованной BPM-функциональностью была ИТ-поддержка управленческого учета и отчетности (47 % от всего объема BPM-автоматизации), в годы кризиса (2008-2009 гг.) произошло смещение в сторону подготовки регулятивной отчетности (50 %), то в последние годы на фоне активного развития розничного бизнеса, падения маржи и роста конкуренции тренд управления доходностью находится на самом пике спроса – в 2010-2012 гг. он составил в среднем 48,3 %.

Банки в авангарде автоматизации бизнес-процессов

На конференции обсудили проблемы реализации проектов BPM, причины их неудач и области, где применение BPM способно принести организации реальную пользу. Например, использование BPM в сфере стратегического управления не выглядит оправданным, тогда как операционная деятельность остро в этой технологии нуждается. Следует отметить, что сегодня основным потребителем технологий BPM (подразумевая оба варианта расшифровки) является банковский сектор, где бизнес-процессы более жестко регламентированы.

Эллиот Гойхман, CIO МДМ Банка обратил внимание участников на существенную разницу в целях внедрения BPM на Западе и в России. Проведенный им анализ показал, что отечественные внедрения BPM фокусируются на контроле результата процесса, в то время как зарубежные внедрения ставят целью именно управление и оптимизацию.

Компания "ЛАНИТ – Би Пи Эм" заявила о своей готовности начинать новые проекты по внедрению BPM-решений на основе продуктов компании Pegasystems. Расширение бизнеса стало возможным благодаря накопленной экспертизе и росту численности персонала в 10 раз за 2 года. Ранее все ресурсы компании были заняты на проекте в Сбербанке, о котором подробно рассказал Денис Реймер, генеральный директор "ЛАНИТ – Би Пи Эм".

Максим Волков, руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка, рассказал об опыте создания кредитного конвейера на платформе собственной разработки Mice5, отметив положительное влияние однородной рабочей среды BPMS на производительность и качество работы андеррайтеров.

От бизнес-процессов к архитектуре предприятия

Важности управления архитектурой предприятия посвятил свой доклад Алексей Борисов, директор по работе с корпоративными клиентами, Логика бизнеса 2.0. По его оценке, это подразумевает всестороннее и исчерпывающее описание всех основных элементов предприятия и связей между ними, включая архитектуру бизнеса и архитектуру ИТ.

В крупных телеком-компаниях и банках обычно одновременно выполняется несколько десятков ИТ-проектов, и это является нормой жизни, а не какой-то авральной ситуацией. Поэтому впору говорить о переходе от проектных к процессным методам управления развитием ИТ-инфраструктуры. Применение подходов управления архитектурой предприятия, по данным Deloitte, позволяет экономить до 15% стоимости ИТ- проектов только за счет сокращения расходов на сбор данных об ИТ-инфраструктуре. Meta Group говорит об экономии общих операционных расходов до 30% за счет планирования и стандартизации ИТ.

Грамотно выстроенная архитектура предприятия позволяет перебросить мост от бизнес-стратегии к ИТ-проектам и добиться до 30% экономии бюджета за счет механизма выбора приоритетных инвестиций в ИТ по данным McKinsey.

Большие BPM в интересах большого бизнеса

BPM как методологию можно использовать в любых организациях независимо от их размера, будь у вас хоть всего 10 человек. Однако начиная с некоторого порогового количества сотрудников, порядка 200, эксперты единодушно настаивают на применении специализированного ПО BPMS для поддержки выполнения бизнес-процессов.

Разумеется, бизнес особенно привлекают решения под ключ, которые предоставляют им возможность фокусироваться на достижении своих корпоративных ценностей, а не на ИТ. Такое решение представил Олег Головенко, заместитель директора практики консалтинга и бизнес-приложений Software AG. Это полностью интегрированное решение позволяет согласовать бизнес и ИТ для поддержки целей компании, дать бизнесу представление и полный контроль над процессами, контролировать ход процессов в реальном времени и сократить время и расходы на разработку новых приложений.

Возможности сервисно-ориентированной архитектуры платформы WebMethods совместно с инструментарием ARIS позволяют перейти от теоретической модели к практической реализации управления бизнес-процессами.

Ключ к успеху — инновации и компонентная архитектура

Комплексные BPM-проекты требуют инновационных решений высокой готовности, бизнес не может годами ждать реализации своих требований, если следовать традиционным путем разработки приложений. С другой стороны, внедрение готовых решений можно провести быстро, но такие решения не всегда покрывают все запросы бизнеса. Роман Ткачев, директор департамента BPM/ECM/SOA, компании "Техносерв Консалтинг", рекомендовал третий путь — использовать гибкие платформы и готовые технологические решения.

Строительными блоками такого комплексного решения являются системы BPM, BRM (Business Rules Management), BAM (Business Activity Monitoring), ECM (Enterprise Content Management) и корпоративный портал. Интеграцию обеспечивает сервисная шина ESB. Поставщиками компонент выступают обычно IBM и Oracle. Ноу-хау Техносерв Консалтинг состоит в использовании среды Persistence Business Object Framework для ведения подобных проектов.

BPM требует изменения философии бизнеса и подходов к проектам автоматизации бизнес-процессов. Елена Лукутина, директор по операционной деятельности и технологическому развитию компании "Неофлекс", показала это на примере использования BPM для автоматизации бизнес-процессов продажи банковских продуктов. Такие решения должны следовать принципам ориентированности на продукт, клиента и бизнес-процесс на BPM-платформе, компонентного подход с использованием лучших в своем классе систем, простоты настройки наиболее быстро меняющихся частей решения, а также открытости и расширяемости систем, возможности для заказчика самостоятельно поддерживать и развивать решение.

страницы: