CNews Forum 2012: чего ждать от четвертой технореволюции?

Судя по всему, сегодня мир находится на пороге четвертой НТР, или скорее - информационно-технологической, ИТР. Она связана с тем, что уже выстроена достаточно мощная инфраструктура для прорыва на новый уровень информатизации. Об этом говорили, в частности, участники CNews Forum 2012, организованного CNews Confereces и CNews Analytics. Будет ли революция и какова в ней роль России? Какие шаги предпринимают отечественные госорганы, чтобы не отстать от мирового сообщества, и насколько успешно?

страницы:

Также внедрен платежный шлюз; работает, хоть и не без проблем, интеграционная шина. Активно используется гражданами контакт-центр, причем в 2013 году планируется покрыть всю территорию РФ.

Кроме того, в текущем году запущен Геопортал, где опубликовано 400 млн оригинальных метаданных. Если резюмировать, то до 2015 года себестоимость одной транзакции должна сократиться со 130 до 65 руб., а отдача возрастет в 2,5 раза. Есть регионы, в которых эти задачи уже выполнены и перевыполнены, например, Башкирия.

Те же глобальные задачи: модернизация системы и интеграция со СМЭВ – решает ЕИС Соцстрах, о которой рассказал Алексей Кузьмин, руководитель Департамента информатизации Фонда социального страхования РФ. Решение о модернизации, о создании централизованного решения было принято в 2010 году. С тех пор было решено множество сложнейших технологических задач, однако главное – удалось совершить переход от работы со страхователями, которых 5 млн, к взаимодействию с застрахованными, коих вся страна. Из других достижений: лист нетрудоспособности приведен к машиночитаемому формату. Это было необходимо, поскольку в России всегда было довольно много попыток злоупотреблений больничными листами. В результате проводимой работы должен быть повсеместно введен электронный больничный, но то, что есть сейчас - уже промежуточная, более надежная система.


Лист нетрудоспособности уже приведен к машиночитаемому формату, а в перспективе повсеместно будет использоваться электронный больничный

В июле 2011 года система была запущена. По сути своей это некий банковский процессинг с огромным числом проверок, который обменивается данными со страхователем. Сегодня решение работает в 8 регионах и планируется к запуску на всей территории РФ.

Ростелеком, дай регионам работать

Итак, подведем итог. Для РФ электронное правительство – это инструмент, позволяющий снизить напряжение между государством и обществом. Многое в этом направлении сегодня делается, однако интересно наблюдать то, какие разногласия существуют между чиновниками разного уровня. Например, в ходе пленарного заседания неоднократно высказывалась мысль о том, что СМЭВ работает, однако мнению Руслана Гаттарова, Совет Федерации Федерального собрания РФ, система бездействует, а регионы перекладывают нагрузку на гражданина. И понятно, почему. Ведь сейчас каждый регион должен заплатить Ростелекому за СМЭВ 15 млн руб., причем когда региональные информатизаторы пытались достучаться до Минсвязи, они не смогли этого сделать. Этот диалог был выстроен только благодаря вмешательству Совета Федерации.

"Процесс информатизации государства – это сложный процесс, он никогда не проходит без ошибок, быстро. И он никогда не реализуется, если заказчиком выступает министерство, поскольку заказчиком в этом деле должно быть правительство".

Кроме того, по словам г-на Гаттарова, исполнителем должен быть понятный системный интегратор, который не должен все делать сам. "Ростелеком, дай возможность регионам работать! Дай им стандарты, пусть все делают сами! "– восклицает чиновник.

"Власть рассказывает, что сделано. Устанавливает, что не сделано. Бизнес и общество предоставляют фактуру и рекомендации. Вырабатывается совместная стратегия действий", - выстраивает идеальную концепцию будущей работы он.

Россия: большая "вкусная" страна

Итак, примем за аксиому: Россия занимает лидирующую позицию в некоторых областях ИТ. В таком случае становится понятным тот факт, что в технологическое развитие страны активно инвестируют многие западные компании, среди которых можно назвать таких гигантов, как Microsoft, Ericsson и пр. "Россия – богатая страна и выглядит очень привлекательно с точки зрения инвесторов", - полагает Торстен Тиме, руководитель отдела техники микросистем, объединение "Силиконовая Саксония”, генеральный директор Memsfab GmbH, Германия.

Прямые российские инвестиции в Германии и прямые немецкие инвестиции в России (2005-2010 гг., млн евро)

Источник: BUndesbank, 2012

В чем же заключен интерес западных компаний в России? - Россия – огромный и перспективный рынок, дающий доступ к дешевым и высокообразованным кадрам. В чем интерес российского бизнеса к Западу? - Доступ к рынкам с их высокоразвитыми технологиями и совместная работа по развитию бизнеса.

На пороге ИТР

Можно сказать, что Дмитрий Масельский, генеральный директор Ericsson в России, иллюстрирует эти утверждения своим примером: он много лет работал в Стокгольме или лишь два месяца назад вернулся в Россию. Кроме того, Ericsson, как ни одна другая западная компания, принимает участие в истории России. Во многом внимание руководства компании ориентировано на развитие ИТ в больших городах, особенно в области сетевой инфраструктуры.

Классик теории постиндустриализма Дэниэл Белл выделял 3 научно-технических революции: изобретение паровой машины (18в.), изобретения в области химии и электричества (19в.), создание компьютеров и интернета(20в.). По всей видимости, сегодня мир стоит на пороге 4-й, информационно-технической.

По словам г-на Масельского, "Россия, как и весь мир, находится на пороге такого колоссального рывка, что мы еще даже не можем его осознать. Сегодня происходит лишь предварительное построение инфраструктуры, а прорыв только ждет нас. Но все новые технологии имеет смысл внедрять в больших городах, именно они дают питание бизнесу". Именно в больших городах возникает потребность в решениях типа пико-сот, спрос на гетерогенные сети, как в Японии, на "интернет вещей", на M2M-решения и пр. "Все устройства, которые могут быть подключены, в будущем будут подключены. Модули, которые сейчас достаточно дороги, станут настолько дешевыми, что их установка будет производиться во все возможные гаджеты".

Городская инфраструктура будущего – вопрос, конечно, не только телекоммуникаций, но и интеграции. ИТ применяются сегодня во всех областях жизни: в образовании, медицине, да где угодно. Но сегодня мы говорим про совершенно другой уровень. Например, недавно в школах не было никаких компьютеров. Сегодня на 14 учащихся приходится один ПК, но компьютер должен быть основой обучения, чтобы в одном устройстве было все, что нужно для процесса обучения. Сегодня разработаны интерактивные учебники, Active Text Book, работающие на любом мобильном устройстве; есть удаленные системы АРМ, типа "Ландокс", позволяющие работать откуда угодно, интерактивные витрины магазинов и пр. Меняется сам процесс обучения, работы, жизни: есть компьютеры, есть интерактивные доски, смартфоны, но революция еще впереди. Да, накапливается определенная инфраструктура, но прорыв впереди. И роль системного интегратора в том, чтобы все это работало в единой среде, полагает Георгий Генс, президент группы компаний "Ланит".

Уже упомянутая новая операционная система от Microsoft, Windows 8, также создана в преддверии этой глобальной технологической революции, которую предчувствуют лидеры ИТ. В ней отражена тенденция смыкания ИТ для работы в офисе и дома, консьюмеризация устройств. Об этом говорил Павел Кузьменко, руководитель российского отдела по продвижению информационных офисных систем, Microsoft. По его наблюдениям, при том, что число пользователей мобильных устройств растет экспоненциально, люди привыкают, что устройства образуют своего рода экосистемы, что они понимают жесты и голос. Домашние пользователи сегодня диктуют ИТ, какие устройства поддерживать. Развитие мобильного ШПД приводит к росту числа мобильных сотрудников. "Windows 8 – это прорыв к эре новых ПК. Компьютеры изменились и изменились навсегда. Microsoft поддерживает эту парадигму, ставит пользователя во главу угла", - резюмирует г-н Кузьменко.

Что делать с Большими Данными

На гребне этого "технологического цунами", подхватывающего игроков самых различных отраслей ИТ, стали Big Data, Большие Данные. По словам Валерия Лановенко, вице-президента, главы представительства Oracle в России и странах СНГ, среди 150 крупных корпоративных клиентов компании был проведен опрос, согласно которому 59% CIO ориентируются в своей работе на клиента, 52% CIO – на переход в облака, а 44% - на анализ Big Data. Корпорация предлагает своим клиентам решения, отвечающие всем трем трендам.

Согласен с утверждениями г-на Лановенко и Сергей Лихарев, руководитель направления решений по управлению информацией, IBM EE/A. По его словам, Большие Данные порождают небывалые трудности при управлении информацией. Что и как нам делать с данными, которые порождает, в частности, мобилизация и M2M? – спрашивают клиенты крупных ИТ-корпораций. И корпорации предоставляют соответствующие решения.

Полина Осокина / CNews


Презентации участников пленарного заседания CNEWS FORUM 2012

Презентация Казак Максим, главный редактор CNews
Презентация Торстен Тиме, руководитель отдела техники микросистем, объединение "Силиконовая Саксония", генеральный директор Memsfab GmbH
Презентация Масельский Дмитрий, генеральный директор Ericsson в России
Презентация Лановенко Валерий, вице-президент, глава представительства Oracle в России и странах СНГ
Презентация Лихарев Сергей, руководитель направления решений по управлению информацией, IBM EE/A
Презентация Гуральников Сергей, заместитель руководителя Федерального казначейства
Презентация Сапельников Сергей, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ
Презентация Ермолаев Артем, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы
Презентация Громов Иван, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга
Презентация Катамадзе Анна, первый вице – президент, Универсальная электронная карта
Презентация Гаттаров Руслан, Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Презентация Скачать все презентации (архив)
страницы: