ИКТ в госсекторе: перезагрузка

В 2012 году темп внедрения ИКТ в госсекторе замедлился и вопросам информатизации на высшем уровне стало уделяться гораздо меньше внимания. Причина в отсутствии четких сроков и зависании многих ИТ-проектов. Отрасли нужна перезагрузка, которая обеспечит ускоренное движение к информационному обществу. О ходе реализации ключевых государственных ИТ-инициатив и актуальных задачах ведомственной информатизации рассказали участники конференции "ИКТ в госсекторе 2013", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Основная задача Росреестра на 2013 год – перевод услуги по государственной регистрации прав в электронную форму после принятия соответствующих изменений в закон о регистрации прав и подзаконных актов и исключение сотрудника из процесса выдачи выписок из ЕГРП и ГКН.

Сервисная архитектура ИТ — назревшая необходимость

Федеральное казначейство переходит к сервисной архитектуре в построении своей ИС, чтобы повысить качество выполнения своих функций, особенно в части межведомственного взаимодействия – это было целью проекта модернизации казначейской системы РФ, о котором рассказал Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства, проиллюстрировав масштабность задач следующими цифрами: 2 тыс. подразделений ФК обслуживают более 60 тыс. лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня и 290 тыс. счетов участников уровня субъекта, а также обеспечивают кассовое обслуживание 24 тыс. бюджетов всех уровней. ФК является также оператором портала госзакупок zakupki.gov.ru и официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.

При реализации закона 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" было решено использовать единую систему идентификации и аутентификации пользователей (ЕСИА), оператором которой является Минкомсвязь России, что дало единую точку входа десяткам тысяч пользователей на различные государственные ресурсы, благодаря чему была достигнута экономия в 348 млрд руб. при общем объеме контрактов на портале госзакупок в 5,9 трлн руб.

Виртуализация серверов ЦА ФК позволила достичь гибкости в управлении ресурсами, сократить энергопотребление и получить огромную экономию. Была создана единая система управления эксплуатацией АС ФК, которая позволила перейти от реагирования на проблемы к их предупреждению. Так, за 2012 год система мониторинга позволила обнаружить 656 инцидентов и 70% из них было устранено до появления проблем у пользователей.

Приоритетами развития системы были типизация сопровождения ИТ-сервисов, проактивное ИТ-управление, единые стандарты использования ресурсов и централизованный контроль изменений. Результат — единый уровень качества ИТ-сервисов для всех клиентов Федерального казначейства. Для примера можно упомянуть, что после модернизации системы получение выписок стало возможным до 10:30 следующего дня после совершения операции, а это позволяет бюджетным организациям более оперативно управлять своим средствами.

Прогнозируемые итоги модернизации – бесперебойное и качественное функционирование информационных сервисов, повышение эффективности расходования средств, рост квалификации персонала. Все это будет способствовать выполнению Федеральным казначейством государственных функций и задач Стратегической карты Казначейства России на 2013-2017 гг.

210-ФЗ как фактор развития ведомственных ИС

Вышеупомянутый 210-ФЗ заставил изменить всю ИТ-систему Фонда социального страхования. Ежеквартально он принимает около 1 млн 200 тыс. расчетов по форме 4-ФСС от страхователей — юридических лиц, а его клиентами потенциально являются все работающие по найму граждане Российской Федерации.

Ранее информационную систему ФСС составляли 476 локальных ЦОД, которые оказывали госуслуги заявителям на местах, а в центр передавались только сводные данные. В связи необходимостью поддержки СМЭВ потребовался переход к централизованной архитектуре.

"Все, что мы делаем, это по сути госуслуги", – отметил Алексей Кузьмин, руководитель департамента ИТ ФСС России, рассказывая о достигнутых фондом результатах в информатизации. Сегодня все 20 государственных услуг фонда размещены на Едином портале gosuslugi.ru, а 16 из них предоставляются в электронном виде.

Особо стоит сказать о переходе на систему прямых выплат застрахованным лицам. Согласно новому порядку, ФСС обязан перечислять выплаты по нетрудоспособности и иные социальные платежи непосредственно застрахованному, на его УЭК.

Такая схема устраняет взаиморасчеты фонда со страхователями, делая всю систему социального страхования более прозрачной. При этом нетрудно предположить, что для ее реализации нужна существенная модернизация информационной системы самого ФСС и "смежников", в первую очередь ПФР. Пилотный проект сейчас реализуется в 8 регионах, где осуществляется более 400 тыс. прямых выплат пособий.

В перспективе – обмен сведениями между ЕИИС "Соцстрах" и ГАС "Управление" (АИС "ЕИИС – ГАСУ") и Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).

Тема перехода органов госвласти на СПО утратила ажиотажнось и спекулятивный характер. Однако ведомства, которые пошли по этому пути, добиваются успехов в информатизации и экономят бюджетные средства — например, Федеральная служба судебных приставов, которая развивает свою систему преимущественно на СПО, о чем сообщила Наталья Звягина, начальник управления ИТ ФССП.

В числе других принципов развития ведомственной ИС — максимальная унификация используемого оборудования и ПО и централизация ключевых сервисов, таких как УЦ, межведомственное взаимодействие и управление инфраструктурой. Следование этим принципам помогает ФССП обрабатывать 800 млн документов в год в 83 территориальных органах и 2720 подразделениях службы.

В рамках инициативы открытых данных предоставляется публичный доступ к общедоступным сведениям банка данных исполнительных производств (на основании закона 196-ФЗ от 11.07.2011), чтобы любой гражданин мог проверить, нет ли за ним, например, неоплаченных штрафов ГИБДД, которые могли бы оказаться препятствием для выезда за рубеж. В 2012 году более 9 млн чел. посетило сайт ФССП во многом по этой причине. Кроме того, сервисы ФССП доступны и в социальных сетях. Организовано СМС-оповещение должников, за год было разослано 28 млн сообщений, что значительно повышает собираемость штрафов и позволяет экономить на рассылке бумажных писем. Внедряются в службе и мобильные технологии, пристав с планшетом скоро сможет выносить постановления прямо в квартире должника и подписывать их электронной подписью.

Развивается межведомственное взаимодействие с другими ФОИВ и с кредитными организациями, однако на этом направлении еще многое предстоит сделать. В первую очередь это касается оперативности снятия ограничений на выезд граждан – сегодня даже после оплаты задолженности нужно еще дождаться, пока пристав издаст постановление об отмене ограничений и оно поступит в базу данных Федеральной пограничной службы, что отнимает несколько рабочих дней. Поэтому пока граждан просят побеспокоиться об этом заранее.

Актуальные задачи ведомственной информатизации

Многое уже сделано в решении задач информатизации ОГВ, но также многое нуждается в доработке – и понимание этого у курирующего ведомства, т. е., у Минкомсвязи, есть, сказал Александр Шепилов, секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.

Создается публичный рейтинг развития электронного правительства, который скоро будет презентован. Фокус внимания будет направлен не на технические параметры проектов, а на оценку качества сервисов и уровня вовлеченности граждан в пользование госуслугами.

Сдерживающим фактором на пути более широкого распространения электронных госуслуг остается сложность процедуры получения и использования электронной подписи. По мнению экспертов, во многих случаях достаточно было бы и простой ЭП, предусмотренной законом 63-ФЗ. Глава российского правительства Дмитрий Медведев 6 февраля 2013 г. подписал постановление №33, описывающее порядок использования «простой электронной подписи» при оказании государственных и муниципальных услуг в дополнение к уже используемой усиленной ЭП, которое позволят ускорить получение подписей и исключить из этого процесса удостоверяющие центры.

Широкое внедрение облачных технологий позволяет заказчикам из госсектора оперативнее решать задачи информатизации и экономить при этом бюджетные средства, но регулирование облачных сервисов пока не нашло отражения в законодательстве и вопросы ответственности за доступность сервисов, за сохранность данных и обеспечение их безопасности требует внимания законодателя.

Не реализуется распоряжение правительства от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 - 2015 годы )», внимание к этой инициативе со стороны руководства страны ослабло.

Следует признать, что в вопросах безопасности ОГВ находятся в большой зависимости от ИТ-систем, поэтому нельзя недооценивать риски и угрозы, существующие в глобальном информационном пространстве.

Kомиссия СФ разработала проект "Стратегии кибербезопасности Российской Федерации". Документ призван поставить заслон хакерам, защитить секретную информацию и предотвратить преступления.

Совместно с РАЭК ведется разработка поправок в ФЗ-152 «О персональных данных» с целью оптимизировать технические требования к операторам персональных данных и ужесточить ответственность за утечки. Нынешняя ситуация, когда по итогам проверки налагается штраф за несоблюдение формальных требований регулятора, на деле не гарантирует надежной защиты персональных данных, поскольку сами эти требования базируются на устаревших методиках.

В том, что касается региональной информатизации, приоритетом считается развитие многофункциональных центров. Еще достаточно долго часть граждан будет приходить за услугами лично, поэтому МФЦ останутся инструментом, который позволяет реально повысить качество оказания госуслуг. При этом существует масса проблем, которые нужно решать, в т.ч. интеграция с инфраструктурой ЭП, охват МФЦ 90% населения и пр.

Создание Единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) это проект, который по своей сложности, пожалуй, превосходит СМЭВ. Некоторая работа на этом направлении уже ведется, но существует ряд недоработок, которые следует устранить, например, в существующей концепции создания ЕГИСЗ отсутствует ориентированность на врача и пациента. Созданная совместная рабочая группа Минздрава и Минкомсвязи должна заняться координацией работ по ЕГИСЗ и выправить обнаруженные недостатки.

Презентация Шепилов Александр, Секретарь комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества
Актуальные направления работы в рамках ведомственной информатизации и создания электронного правительства в РФ
Презентация Попов Алексей, президент, Универсальная электронная карта»
УЭК. Достигнутые результаты и стратегия дальнейшего развития
Презентация Гуральников Сергей, заместитель руководителя Федерального казначейства
ИТ сервисы Федерального казначейства: итоги проекта модернизации казначейской системы РФ и приоритеты  развития на 2013-2015 годы
Презентация Кузьмин Алексей, руководитель Департамента информатизации Фонда социального страхования РФ
Особенности организации процедур межведомственного взаимодействия и предоставления госуслуг в электронном виде в Фонде социального страхования РФ
Презентация Сапельников Сергей, заместитель Руководителя Росреестра
Текущее состояние и перспективы развития услуг в Росреестре
Презентация Звягина Наталья, начальник Управления информационных технологий, Федеральная служба судебных приставов
О состоянии информатизации в Федеральной службе судебных приставов
Презентация Сатин Дмитрий, советник Министра связи и массовых коммуникаций РФ
Качество ИТ-систем, разрабатываемых по заказу государства
Презентация Скачать архив целиком
страницы: