Кризис сыграл на руку open-source

В условиях кризиса ожидания в отношении рынка открытого программного обеспечения лишь улучшаются – по прогнозам IDC, к 2013 году его объем составит 8,1 млрд долл. С некоторой задержкой мировые процессы доходят и до России: местные поставщики коммерческого ПО начинают открывать исходные коды. Эти и другие проблемы индустрии открытого ПО обсуждались на конференции Open Source Forum, которую CNews Conferences и компания VDEL провели 25 июня.

страницы:

Андрей Гриб: Российский рынок бизнес-приложений на СПО таит огромный потенциал роста

На вопросы CNews ответил Андрей Гриб, генеральный директор компании "БОСС-Референт".

CNews: Каковы, на ваш взгляд, причины, подталкивающие коммерческие структуры переходить на использование бизнес-приложений по модели СПО? А государственные?

Андрей Гриб: Тот рост спроса на продукты СПО, который мы наблюдаем последние пару лет, был, если так можно выразиться, спровоцирован рядом факторов: наступлением экономического кризиса, поддержкой идеологии СПО со стороны государства, постепенным осознанием заказчиками преимуществ модели СПО. В ситуации кризисного сокращения ИТ-бюджетов со стороны заказчиков — как из коммерческого, так и из государственного сектора — возник живой интерес к конкретным приложениям и продуктам на СПО. Причем те преимущества модели, которые привлекают потребителей, довольно общие и для госзаказчиков, и для коммерческих структур.


Андрей Гриб: Одна из очевидных выгод СПО – экономия благодаря отсутствию отчислений за лицензии

Одна из очевидных выгод – экономия благодаря отсутствию отчислений за лицензии. Причем, стоимость приобретения лицензий на проприетарные продукты и их продления/обновления может в разы превышать стоимость внедрения и поддержки СПО-решений. К тому же отсутствие лицензионных отчислений позволяет существенно сократить размер инвестиций на старте проекта, что как следствие снижает риск ошибок при инвестициях в ПО.

Еще одно важное преимущество СПО-продуктов – высокая степень безопасности. Открытый код и разработка системы сообществом в некоторой степени выступают гарантией отсутствия в ней недекларированных возможностей. Кроме того открытость кода упрощает процессы доработки и кастомизации системы и, что особенно важно для государственных организаций, прохождение сертификации и аттестации на соответствие требованиям ФСТЭК. В частности, в любой СЭД, где ведется обработка обращений граждан, присутствуют персональные данные, и, следовательно, систему необходимо аттестовать на степень защищенность ПД. Использование СЭД на СПО существенно упрощает процесс такой аттестации.

Ну и, как следствие из выше указанного, СПО позволяет иметь достаточную степень независимости от платформы, от производителя, от поставщика сервиса. Кроме наличия здесь самой по себе приятной возможности выбора возникает еще и возможность дополнительной экономии.

CNews: Как вы полагаете, приводит ли переход на открытое ПО к экономии средств?

Андрей Гриб: Экономическая модель СПО-систем может быть очень выгодной. Она не предусматривает отчислений за лицензии и предлагает схему подписки. Если говорить о бизнес-приложениях, то стоимость их внедрения складывается из трех составляющих: лицензии на базовое ПО (платформу), прикладное ПО и услуги. Модель СПО позволяет сразу избавиться от расходов на первые две составляющие. Схема подписки (по такой схеме распространяются коммерческие сборки Linux) дает клиенту возможность как бы оплачивать ПО в рассрочку плюс платить ровно за то количество пользователей, которые реально работают с продуктом.

В группе компаний "АйТи" проводилось исследование целесообразности перехода на СПО для крупной территориально распределенной организации. Оно показало сокращение затрат в пятилетней перспективе на 40%.

CNews: Что мешает открытому ПО в России?

Андрей Гриб: Думаю, на сегодня основной сдерживающий фактор развития рынка СПО-решений в России – его молодость. Ровно по этой причине пока ощущается недостаток специалистов, которые могут поддерживать системы на СПО. Заказчик еще не достаточно зрел – не все четко понимают плюсы и особенности модели СПО.

Если говорить о рынке бизнес-приложений на свободном ПО, то он только начинает расти - в частности, в сегменте тиражных бизнес-приложений пока мало отечественных решений. Но мы уверены, что "вызревание" рынка СПО в России – это вопрос времени. Именно поэтому компания "БОСС-Референт", оценив рост интереса на рынке бизнес-приложений к свободному ПО, в 2009 году приняла решение о запуске проекта по созданию СЭД на СПО платформе JBoss. На данный момент мы еще не начали массового распространения системы на рынке, а уже получаем очень много запросов от потенциальных пользователей.

CNews: Какое будущее ждет рынок бизнес-приложений на свободном ПО в России? Что помогает и что мешает росту этого рынка?

Андрей Гриб: Российский рынок бизнес-приложений на СПО пока незначителен, однако он таит в себе огромный потенциал роста. Локомотивом спроса на рынке СПО в России выступают государственные заказчики, которые активно решают задачи по созданию электронных правительств и переводу госуслуг в электронный вид. Использование бизнес-приложений на СПО для этих целей является для госзаказчиков очень привлекательным и с точки зрения экономии бюджетов, и с точки зрения простоты сертификации/аттестации.

Ряд крупных проектов внедрения СПО, реализованных по заказу государства за последние годы, продемонстрировал, что модель СПО имеет много преимуществ, а российский рынок бизнес-приложений на СПО готов уже предложить достаточно проработанные решения, не уступающие по функционалу проприетарным продуктам.

Полагаю, что вслед за госорганами интерес к СПО проявит и сектор крупных коммерческих структур, затем и СМБ, где мы предполагаем рост интереса к решениям по модели SaaS.

страницы: