На что ТЭК тратит свой ИТ-бюджет?

Российский сектор ТЭК переживает непростые времена - лицом к лицу столкнувшись с большой проблемой изношенности оборудования. Эта статья расходов стала основной для компаний отрасли, очевидным образом сокращая бюджеты на ИТ. Предприятиям по силам интеграционные проекты и внедрения стандартного корпоративного ПО, и лишь немногие решаются на масштабные и прорывные ИТ-шаги. О том, как изменить эту ситуацию и что может повлиять на рынок, говорили участники круглого стола "ИТ в ТЭК 2012", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

страницы:

По данным зарубежных аналитиков (Gartner, Frost&Sillivan), основное направление информатизации рынка ТЭК в 2012 году касается разработки и внедрения интеллектуальных технологий – "умных" сетей, домов, производств, городов, а в 2013 году к ним добавится "зеленая" энергетика. Все эти инициативы направлены на сокращение потери передач электроэнергии с рекордных сегодняшних 30%. Россия в этом ряду стоит особняком, поскольку отечественные потери еще больше, и в стране в 2020 году уровень амортизационного износа предприятий ТЭК достигнет 85%. Одним из приоритетов российской политики становится развитие рыночной инфраструктуры энергетики и интенсификация мер, направленных на повышение конкурентоспособности и прибыльности с одновременным сокращением издержек. В поле внимания отечественных предприятий начинают оказываться моделирование, интеллектуальный учет электроэнергии и оптимальное управление активами. При этом большинство из них сталкивается с серьезными трудностями в силу территориальной распределенности страны, дефицита мощностей на периферии и неоднородности самих ИТ из-за разной степени зрелости ИТ-инфраструктуры отрасли ТЭК. Закрыть эти проблемы могут увеличивающиеся инвестиции в развитие технологий – однако, по данным CNews Analytics, сегодня в среднем предприятие ТЭК отчисляет на эти цели до 1% от бюджета на ИТ (некоторые предприятия – 2-3% на ИКТ), при этом в приоритете стоят краткосрочные проекты с малыми сроками окупаемости и видимым результатом. К ним относят решения, связанные с автоматизацией бизнес-процессов (внутри предприятия и внешне – при работе с клиентом), а также ПО для обеспечения бесперебойности и безопасности технологических процессов.

Вместе с тем отечественные предприятия ТЭК сталкиваются с существенными проблемами, ключевой из которых является избыточное разнообразие используемого ПО и лоскутная автоматизация как наследство после реорганизации отрасли. Ключевой организационно-административный вопрос холдинговых структур — как унифицировать все программные средства, чтобы агрегировать и обрабатывать данные всех подразделений - остается пока открытым. В рамках российской специфики он сопровождается и вопросами безопасности – с одной стороны, обеспечением непрерывности функционирования ключевых элементов инфраструктуры, технологических систем, с другой - исполнением новых требований законодательства, например, ФЗ-152.

Российские реалии

Одним из ключевых докладов круглого стола стал рассказ начальника отдела информационных технологий Министерства энергетики РФ Евгения Новикова о том, как устроена ведомственная информационная система поддержки повседневной деятельности центрального аппарата министерства (ВИС). По его словам, министерство практически завершило переход на безбумажный документооборот, оцифровав свои архивы с 1930-х годов и организовав корпоративный поиск по хранилищам.

ВИС Минэнерго России создавалась в 2008-2011 гг. на базе программных продуктов КБ "Реалтех" и состоит из 10 функциональных подсистем. В качестве отличительных особенностей ВИС Евгений Новиков отметил наличие единой информационной базы данных, исключающей появление дублей в записях, общий механизм разграничения прав доступа для всех приложений, защищающий данные, а также автоматический обмен информацией между удаленными офисами без высокой загрузки каналов связи и возможность дистанционного обслуживания ВИС на местах.

По данным г-на Новикова, ежедневно в ВИС одновременно работают до 400 сотрудниковцентрального аппарата Минэнерго при общей численности пользователей ВИС более 600 человек. В числе федеральных органов исполнительной власти, являющихся абонентами ВИС и поддерживающих обмен электронными документами в рамках опытного участка системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), значатся 39 ведомств, то есть, около 67% от их общего количества.

В 2011 г. система зарегистрировала 61 тыс. входящих, 25 тыс. исходящих и 17 тыс. внутренних документов, что в среднем на 8-10% больше, чем в 2010 году. За время всей эксплуатации в системе зарегистрировано и обработано 1607 государственных контрактов и договоров, а также получено по МЭДО и зарегистрировано 7100 входящих документов и отправлено 2730 исходящих.

До конца 2012 г. министерство планирует увеличить общее количество предоставляемых с помощью ВИС госуслуг до 18 и реализовать автоматическое взаимодействие с единым порталом госуслуг. Также, по словам Евгения Новикова, ведется разработка мобильного клиента ВИС на базе iPad/iPhone с поддержкой ЭЦП для обеспечения деятельности в ней руководства с учетом требований ФСТЭК и ФСБ России.

страницы: