Новые ИТ для ритейла: аналитики обсуждают, бизнес тестирует

У пережившего кризис ритейла возродился прежний интерес к ИТ, который, однако, приобрел новое качество. На смену многочисленным докризисным амбициозным проектам по комплексной автоматизации, при запуске которых помимо рациональных зачастую принимались в расчет также и соображения престижа, пришли другие - более точечные, продуманные, направленные на конкретные улучшения и быструю окупаемость. О том, какие ИТ в фаворе у торгового сектора, а также о перспективах информатизации ритейла и текущих проблемах отрасли, говорили участники конференции "ИТ в торговле: инновации для роста", организованной CNews Analitycs и CNews Conferences.

страницы:

Решить эту проблему предлагает Software AG & IDS Scheer. Директор практики консалтинга и внедрения бизнес-приложений компании в России и странах СНГ Андрей Коптелов предлагает российским торговым сетям комплексное инфраструктурное решение для сквозной автоматизации системы проектирования бизнес-процессов, позволяющее "бесшовно" перенести описанные в ARIS процессы в среду исполнения.

Разработанная компанией платформа webMethods - позволяет практически реализовать ESB и SOA подходы к построению ИТ-инфраструктуры. С помощью комплекса решений Software AG & IDS Scheer осуществляется мониторинг и анализ ключевых показателей эффективности, выявляются существующие проблемы, создаются новые или корректируются существующие модели бизнес-процессов, вносятся изменения в пользовательский интерфейс, автоматически генерируются регламентирующие документы и производится интеграция ИС и ресурсов минимальными усилиями со стороны ИТ-подразделения благодаря возможности повторного использования уже созданных программных компонент.

"Достаточно немного изменить процесс в средстве графического построения, чтобы он начал исполняться по-другому", - так описывает подход Software AG & IDS Scheer к гибкой автоматизации цикла процессного подхода г-н Коптелов. По его оценке, эффективно воспользоваться опытом Software AG & IDS Scheer ритейлеры могут не только на первоначальном этапе описания бизнес-процессов, но и, например, на этапе анализа сложившейся системы бизнес-процессов и построения системы контроллинга на предприятии.

Разрушают стереотипы

В отношении вендров ПО существуют стойкие стереотипы, которые часто противоречат тому, что есть на самом деле. "Сложилось так, что слова производительность и "1С" рядом не стоят" - привел пример такого предубеждения со стороны торговых сетей руководитель департамента "1С-Рарус"Александр Заржецкий и посвятил свой доклад тому, что к современной реальности это отношения не имеет.

Российским ритейлерам уже продано более 100 тыс. лицензий на программные продукты "", и речь при этом не идет только лишь обо одних бухгалтерских программах. "1С-Рарус" продает своим клиентам-ритейлерам решения для оперативного учета, причем работающие с высокопроизводительными СУБД, таких как MS-SQL, DB2, ORACLE, что, естественно, подразумевает использование заказчиком соответствующих их требованиям аппаратных серверов, а также соблюдение регламента технического обслуживания.

Проблемы с производительностью иногда возникают, когда на предприятии используется большое количество программных решений от разных разработчиков, объединенных одним лишь только названием – "1С", а усилия штатных специалистов по "1С" при этом концентрируются исключительно вокруг доработки функционала. Преимуществом комплексных решений "1С-Рарус" является, в частности, архитектура, построенная по такому принципу, что весь поток данных между магазинами и центральным офисом, проходит через единую консолидационную базу. Автоматическое взаимодействие между однородными системами через встроенный в них механизм обмена позволяет минимизировать продолжительность его полного цикла, подразумевающего передачу данных обо всех транзакциях и информации о работе магазина в центральный офис, а также обновление релизов ПО, установленного в магазинах. Прошедшие обучение в "1С" сертифицированные специалисты по корпоративному внедрению помогут провести мониторинг по методике APDEX и оптимизировать исполняемый код "1С-решения" для достижения целевых показателей производительности.

Испытания в тестовом центре компании IBM решений "1С-Рарус" на платформе "1С:Предприятие 8" для сети из 1000 магазинов (по 2000 новых чеков на каждый) уложились в 15 минут. Такой запас производительности при обмене данными позволяет справляться с пиковыми нагрузками, возникающие в период централизованного массового изменения цен в крупной федеральной сети, быстро решать проблемы, возникающие при потере базы данных в магазине, без особых сложностей проводить выделение в учете нового магазина и т.п. При необходимости - обмен данными может быть организован с задержкой в несколько дней или проводиться вручную, - например, с помощью флэш-накопителей.

Показывают ИТ-примеры

Обычной практикой у российских торговых сетей является изучение передового зарубежного опыта. Директор департамента по работе с ключевыми клиентами направления Retail/Wholesale, SAP CIS Андрей Шарак рассказал о внедренном в 2010 году комплексном решении для группы Casino, которое позволило ей на практике реализовать персонализированный подход к каждому конкретному покупателю, собрав в единое целое разрозненный набор программных приложений, свести, с помощью SAP CRM, в единую базу уже собранные сетью данные о покупателях, обогатив их при этом контентом из социальных сетей, активно задействовать в торговом процессе веб-канал и мобильные устройства и пр.

В частности, внедрение инноваций дало покупателям возможность делать "умные покупки" в магазинах Casino Group благодаря практической реализации различных элементов концепции smart-shopping. Например, процесс приобретения товаров теперь может начаться еще дома или в офисе - с редактирования полученного покупателем шоппинг-листа, сгенерированного системой магазина на основании истории предыдущих покупок, может быть продолжен оперативным корректированием списка с мобильного телефона по дороге в магазин и заканчивается помощью покупателю в самом магазине.

Покупатели также могут получить смартфон с встроенным Wi-Fi во временное пользование на кассе. Он покажет список покупок, поможет отсканировать штрих-коды товаров и снабдит полезной информацией. Вместе со смартфонами и каналом интернета в комплексе персонализированного маркетинга взаимосогласованно задействуются ресурсы контакт-центра, рекламно-информационного телевидения, используются покупательские пластиковые карты, магазинные сканеры и киоски самообслуживания. Каждый покупатель гарантированно ознакомится с адресованными лично ему специальными предложениями, промо-акциями, получит помощь в оптимизации списка покупок, доступ к интерактивным рейтингам, с повышенной вероятностью заинтересуется cross- и up-sale предложениями, учитывающими именно его стиль жизни и мн.др. "Вместо того, чтобы посылать клиенту ночью спам с предложением купить 32"-телевизор, нужно дать ему возможность делать то, что он хочет и не делать того, чего он не хочет", - считает г-н Шарак.

Оптимизируют самообслуживание

Автоматизированные системы самообслуживания давно стали повседневностью. О том, как можно использовать их в ритейле, руководитель отдела фронтальных решений компании ГК "Пилот" Андрей Мелихов рассказал на примере разработанного его компанией программно-аппаратного терминала кассового самообслуживания - ТКС "Соло".

Терминал рассчитан на круглосуточную эксплуатацию, в программном обеспечении максимально учтены требования и ограничения российского законодательства и правила торговли, все модели терминалов снабжены фискальным принтером. ТКС "Соло" рассчитан на прием и проверку подлинности купюр всех российских номиналов и 4-х номиналов монет, имеет дневной запас денег для сдачи, функцию рециклинга, принимает кредитные пластиковые карты.

страницы: