Посткризисный синдром: бизнес доверился ИТ-аутсорсерам

Рынок ИТ-аутсорсинга в прошедшие кризисные годы смог не только продемонстрировать устойчивость перед рецессией, но и показать некоторый рост. Как складываются дела в этом сегменте сейчас, что будет определять его развитие и ждать ли дальнейшего роста, специалисты отрасли обсудили на круглом столе "ИТ-аутсорсинг в России – новые направления", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Помимо развития облачных вычислений президент ассоциации "Астра" Сергей Македонский выделяет следующие направления развития ИТ-аутсорсинга в России: по его словам, сейчас многие проекты, отложенные из-за кризиса, стартуют вновь. Меняется и видение заказчиками ценности аутсорсинга: преобладает ориентация на гибкость бизнеса, а не на снижение стоимости услуг. Важность приобретает уменьшение срока и возможность быстрого выхода из аутсорсингового контракта. Экономическая ситуация способствует укрупнению поставщиков услуг. Растет потребность в профессионалах. Этот момент также, по словам г-на Македонского, крайне важен для России.

Изменение доли затрат на ИТ-аутсорсинг в общих расходах на ИТ: 2009/2008

Источник: CNews Analytics, 2010

Он также подчеркнул, что география аутсорсинговых центров расширяется, признанный лидер -Индия - уступает свои позиции странам Азии и Латинской Америки. Следствием этого становится рост конкуренции среди поставщиков ус луг, в результате возрастает потребность в профессиональной сертификации специалистов. Г-н Македонский подчеркнул важность технологий SaaS и облачных вычислений. По его словам, их применение "радикально поменяет способы продажи, приобретения и доставки услуг аутсорсинга, что приведет к увеличению гибкости доставки услуг".

Говоря о смене приоритетов рынка, Сергей Македонский отметил, что практика стратегического партнерства и постоянного обслуживания идет на смену практике временного сотрудничества для создания чего-то нового. В качестве стандарта подготовки специалистов новой профессии OPBoK идет на смену PMBoK. Аутсорсинг, как интегрирующая дисциплина, не исключает, а включает в себя PM, SM, RM и т.п. По его словам, сейчас в России начал формироваться цивилизованный рынок услуг.

Факторы развития ИТ-аутсорсинга в России


Увеличить

Источник: АСТРА, 2010

Обсуждая рост зрелости рынка ИТ-аутсорсинга в России, Владимир Шевченко, ИТ-директор группы АВВ, задался вопросом: действительно ли мы наблюдаем рост зрелости рынка или это лишь модная тема? Он, как и многие собравшиеся, отметил большое количество конференций и обсуждений, которые состоялись в 2010 году. Мировой рынок ответил на кризис снижением расходов на ИТ и попытками поднять эффективность бизнес-процессов, связанных с ИТ. В этот период, по словам г-на Шевченко, наблюдалось увеличение длительности контрактов. Приводя в пример свою компанию, он отметил, что АВВ в кризис увеличила список услуг, которые получала на основе аутсорсинга, правда в России в это время никаких новых контрактов заключено не было. Отвечая на свой вопрос, г-н Шевченко делает следующие выводы: "Рецессия стимулировала поиски инструментов для решения антикризисных задач. На ИТ-аутсорсинг серьезное внимание обратили и клиенты и поставщики". В России также ускорилось развитие новых видов перспективных услуг, таких как SaaS. Некоторые виды аутсорсингового бизнеса растут благодаря кризису. Одним словом, рост зрелости рынка очевиден. Однако, по словам г-на Шевченко, "критическая масса" (высокий уровень конкуренции, наличие стандартизированных услуг) пока не достигнута.

С г-ном Шевченко не совсем согласился Игорь Кадощук, заместитель директора департамента управления "Транстелеком. По его словам, именно недостаточная зрелость рынка – основное препятствие на пути выбора аутсорсинга. Тем не менее, он отметил рост рынка аутсорсинга за последние годы почти по всем показателям.

страницы: