СПО поможет информатизации госсектора

С точки зрения экспертов, сегодня магистральным путем развития ИТ в госсекторе является использование решений на базе свободного программного обеспечения. Технические и практические аспекты внедрения СПО стали основной темой обсуждения в рамках конференции "Модернизация и инновации в ИТ государственного сектора". Отметим ключевые сообщения.

страницы:

Открывая конференцию, Илья Массух, советник министра "Минкомсвязи", рассказал о задачах долгосрочной целевой программы "Информационное общество", а также о том, как развивается проект предоставления электронных госуслуг населению.

"Успешность использования информационных технологий в последнее время связывают с прямой автоматизацией, - сказал Илья Массух. - Однако конечная цель – гражданин, получающий услуги, не выходя из дома. Госуслуги в электронном виде дают вектор для развития, инвестиций, применения информационных технологий, как в государственных органах, так и частных компаниях".

Формируемая система межведомственного электронного взаимодействия позволит гражданам с 2011 года отказывать ведомствам, которые направляют их за документами в другое ведомство. Организация эффективного документооборота будет достигнута благодаря включению в процесс оказания госуслуг информационных систем ведомств, связанных со здравоохранением, образованием и пр. Разрозненность информационно-аналитических систем – одна из ключевых проблем, которую предполагается преодолеть в рамках организации межведомственного взаимодействия. Сейчас Минкомсвязи реализует пилотный проект по созданию электронной социальной карты.

По словам Ильи Массуха, активно развивается также портал госуслуг. 1 апреля 2010 года была открыта регистрация в личном кабинете, в целом портал готов к взаимодействию при помощи ЭЦП. Также в этом году будет запущен платежный шлюз для оплаты штрафов, налогов и отчислений. Среди пользователей востребованы услуги, связанные с получением загранпаспорта, информированием о наличии административных правонарушений.

ПО отечественного производства

Необходимость замещения импортного программного обеспечения в органах государственной власти стала одной из наиболее обсуждаемых тем в ходе конференции. По общему мнению участников мероприятия, на сегодняшний день информационные системы большинства коммерческих организаций созданы на платформах зарубежных производителей. Каждая организация, в том числе выходящая на внешние рынки, приглашает для аудита информационных систем разработчиков-консультантов, дающих рекомендации по внедрению западных продуктов. В результате более 80% используемого программного обеспечения создано за рубежом (операционные системы, приложения, базы данных). Более 1 млрд долл. расходуется на ПО только органами государственной власти. Поэтому сегодня, когда 75% средств уходит за рубеж, заинтересованные структуры видят свою задачу в переориентации финансовых потоков.

"Эта ситуация начала складываться давно, - прокомментировал Леонид Ухлинов, генеральный директор ИТ-концерна "Сириус", рассказывая о том, какие задачи ставит перед собой государственная корпорация "Ростехнологии" в плане развития СПО в России. - Отечественных разработок на сегодняшний день мало. В начале 90-х уехало много специалистов, но сейчас ситуация изменяется. Специалисты в области ИТ возвращаются в Россию, создаются технопарки, высокотехнологичные комплексы, и то, что делает "Минкомсвязь" достойно уважения. Но ситуация поворачивается медленно. Россия отстает в области разработки баз данных, СХД, медиа. Поэтому перед нами стоит задача по формированию амбициозных целей на ближайшие 4-5 лет. Необходимо формирование программы импортозамещения, изменение соотношения западного и отечественного программного обеспечения".

Напомним, что "Ростехнологии" создают два ЦОДа в Солнечногорске и Новосибирске для размещения государственного репозитория СПО, на базе которого будет создана российская операционная система.

Банковский сектор

Банковский сектор считается одним из наиболее технологически развитых. Однако с точки зрения проактивного государственного регулирования перед ЦБ РФ стоит немало задач, которые, как показал кризис, решаются подчас достаточно медленно.

"К 2008 году была видна неустойчивость некоторых банков, но эта информация была разрознена, - сказал Михаил Сенаторов, заместитель председателя ЦБ РФ. - Когда мы анализировали ситуацию в банке, которому оказывали помощь, то видели, что существует много факторов, которые дают возможность совершить упреждающие действия до того момента, когда надо привлекать огромное количество денег. Поэтому интеграция информации сейчас является очень важным направлением в развитии информационных технологий".

Одним из интеграционных проектов ЦБ РФ является создание единого корпоративного портала, в котором сегодня работает более 30 тыс. специалистов в области банковского надзора и аналитики. По словам Михаила Сенаторова, единое корпоративное пространстве охватывает 80% сотрудников. Благодаря этому система становится более консолидированной и динамичной при принятии решений.

Проекты информатизации

Значимость преодоления разрозненности отметили также Александр Спиридонов, заместитель руководителя федеральной службы по финансовому мониторингу и Наталья Пашинцева, заместитель начальника управления "Росстата". К примеру, в "Росстате" работа по созданию единой межведомственной информационно-аналитической системы ведется с 2006 года, когда была поставлена задача по созданию федеральной целевой программы развития государственной статистики до 2012 года. "Разрозненно работать "Росстату" и другим федеральным ведомствам было уже невозможно: информация дублировалась, многие министерства создали свои ресурсы. Мы уже вышли на уровень мировых стандартов в своей работе, и сейчас перед нами стоит задача усилить межведомственное взаимодействие", - сказала Наталья Пашинцева. Положения межведомственной информационной системы были сформированы в 2007 году. С 2008 года центральная база данных "Росстата", для которой каждое ведомство обязано представлять статистическую информацию, находится в открытом доступе.

страницы: