Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

ИТ-оптимизация: в погоне за дешевым развитием

Кризис научил бизнес экономить, в том числе, и на ИТ. Казалось бы, сегодня жить стало значительно проще, однако компании отнюдь не стремятся увеличивать расходы на информатизацию. Больше того, сегодня перед ИТ-подразделениями стоит сложнейшая задача: как обеспечить дальнейшее развитие, одновременно удерживаясь в рамках бюджета? Этот и другие ключевые вопросы отрасли обсуждались на круглом столе "Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: новые подходы", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

В 2010-2011 гг. одной из самых актуальных тем осталась оптимизация затрат на создание, модификацию и эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Подразделения ИТ, ставшие в последние годы полноправными участниками бизнес-процессов, в период кризиса переживали не лучшие времена. Не секрет, что в "хлебные" 2004-2008г. ИТ-инфраструктура предприятий создавалась со значительным запасом (зачастую и с избытком) мощности и зачастую была далека от оптимальной. Итогом кризиса стало значительное, иногда в разы, сокращение ИТ-бюджетов и персонала. Оптимизация ИТ-инфраструктуры, максимально эффективное использование всех имеющихся ресурсов при возросшем объеме задач стали жизненно необходимы.

[an error occurred while processing this directive]

В 2011г. в отрасли были де-факто установлены следующие приоритетные направления: повышение эффективности работы ИТ-поразделений; сокращение расходов на оборудование, ПО и ИТ-услуги; выведение части процессов на аутсорсинг, а также снижение TCO.

При оптимизации ИТ-инфраструктуры используется несколько подходов, от перехода на более дешевые технологии и продукты до виртуализации ресурсов и выстраивания сервис-ориентированной модели управления ИТ-процессами и ресурсами компании.

8 сентября 2011г. был проведен круглый стол, посвященный проблемам оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру. Среди приглашенных участников были представители ключевых направлений российского корпоративного бизнеса и госсектора: банков, страховых компаний, телекома, энергетики и т.д. Участники круглого стола поделились своим опытом оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру в условиях выхода из экономического кризиса.

Экономика должна быть экономной

По банковскому и страховому секторам кризис ударил едва ли не сильнее всех. Соответственно, и оптимизации затрат (не только на ИТ) уделялось повышенное внимание. На круглом столе присутствовали представители банков "АКБ Держава" (Дмитрий Завьялов, директор департамента ИТ), Home Credit and Finance Bank (Сергей Новицкий, директор департамента сопровождения ИТ) и компании "Росгосстрах" (Олег Куценко, руководитель дирекции инфраструктуры и сервисов).

В АКБ "Держава" при оптимизации использовался испытанный не одной компанией подход: стандартизация, повышение производительности труда и унификация, в рамках которой были проведены некоторые значимые мероприятия. Это сокращение количества производителей и конкретных моделей оборудования, а также номенклатуры расходных материалов и комплектующих, приведение рабочих мест к единому знаменателю. Кроме того, были модифицированы планы и правила развития ИТ-инфраструктуры. В результате складские запасы сократились от 3 до 7 раз по разным позициям.

В части стандартизации были полностью прописаны процедуры и регламенты управления ИТ-процессами к банке. Были учтены рекомендации ITIL и внедрена сервис-ориентированная модель. В части повышения производительности труда персонала интересным решением стало массовое использование на рядовых позициях молодых специалистов. В итоге, при значительном сокращении затрат качество работы ИТ-подразделений выросло на 30%.

В Home Credit and Finance Bank подход несколько отличался, что было обусловлено наличием у банка развитой сети филиалов. Упор был сделан на виртуализацию серверов приложений и снижение затрат на передачу данных. За счет виртуализации удалось повысить производительность приложений. В частности, время архивирования данных (важный показатель для банка, действующего во многих часовых поясах) снизилось на 30%. Использование более дешевых каналов передачи данных (при заданном уровне качества) позволило сократить операционные расходы в этой части вдвое.

Кроме того, был проведен ряд организационных мероприятий. Так, были созданы центры компетенции в Обнинске, Днепропетровске и Самаре, в разработке и сопровождении стал широко использоваться аутсорсинг и аутстаффинг персонала. Для контроля ИТ-процессов были учтены рекомендации ITIL, что позволило осуществлять проактивный мониторинг и управление сервисами. Несмотря на достигнутые показатели, оптимизация ИТ-структуры и ее эксплуатации продолжается, и в течение года планируется выйти на новый уровень управления.

В "Росгосстрахе" столкнулись с другими проблемами. В этой компании значимой статьей расходов была оплата телефонных разговоров с клиентами. Организация обслуживает свыше 25 млн клиентов, и в течение месяца время только входящих звонков составляет более миллиона минут.

Клиенты могли дозвониться до компании двумя способами: по бесплатным номерам 8-800 или по платному короткому номеру 0530 с мобильного телефона. Несмотря на невысокую стоимость звонков на короткий номер, объем звонков на него был в 60 раз меньше, чем на 8-800. Выход из ситуации нашелся после переговоров с операторами сотовой связи. "Большой тройкой" были разработаны специальные корпоративные тарифы: "Горячая линия " - "МегаФон", "Короткий номер контакт-центра" - "Билайн", "Короткий номер" – МТС. Для клиентов звонок на эти номера бесплатен, а для компаний обходится вдвое дешевле, чем звонки по 8-800. В итоге экономия затрат на обслуживание телефонных звонков клиентов составила 35%.

Как поддержать производство?

Промышленный сектор на мероприятии представляли компания "Тепло РКК "Энергия" и ГК ПИК.

По словам Антона Ушакова, заместителя исполнительного директора "Тепло РКК "Энергия", которая занимается обеспечением производства и транспортировкой энергоресурсов, а также реализацией инновационных технологий в отрасли, на начало 2010 года в компании работало около 500 человек, при этом весь парк вычислительной техники состоял из 20 ПК без инфраструктуры.

Перед бизнесом были поставлены амбициозные задачи: построить эффективную инновационную компанию, сделать прозрачным оперативное управление и автоматизировать производственные бизнес-процессы. Все эти изменения должны были быть поддержаны соответствующей ИТ-инфраструктурой, которую пришлось разрабатывать практически с нуля. В 2010г. была развернута корпоративная сеть со 150 рабочими местами. Годовая стоимость владения инфраструктурой составила более 13 млн руб.

[an error occurred while processing this directive]

В 2011г. начались масштабные работы по оптимизации бизнес-процессов и затрат на ИТ-инфраструктуру. Были реализованы мероприятия, среди которых оптимизация бизнес-процессов за счет их автоматизации и обучения персонала работе с АИС; централизация ИТ-систем за счет сокращения количества оконечных устройств и внедрения систем централизованного мониторинга и управления; а также снижение количества обслуживающего персонала за счет более эффективной работы с возникающими инцидентами и проблемами и использования масштабируемых систем.

В частности, было решено использовать свободное ПО для приложений и процессов, не являющихся критическими для бизнеса. В результате затраты на ИТ-инфраструктуру в 2011г. сократились на 40%.

С проблемами другого плана столкнулась ГК ПИК, имеющая производство, филиалы и дочерние компании в нескольких российских регионах. Существующая ИТ-инфраструктура стала слабо управляемой и как следствие – неэффективной. Как рассказал Сергей Потапов, директор департамента ИТ компании, оптимизировать затраты на ИТ было решено путем создания унифицированных, полностью прозрачных процессов управления изменениями, закупками и проектами. В этот период был разработан процесс выбора ИТ-решений и поставщиков, позволивший в значительной степени сократить затраты.

Нестандартный подход

Алексей Ананьин, руководитель отдела системного администирования "МегаФон", рассказал о необычном опыте компании по использованию существующей ИТ-инфраструктуры для получения дополнительной прибыли. Наряду с традиционными способами оптимизации затрат, основным из которых стала виртуализация серверов, в "МегаФоне" решили сдавать освободившиеся серверные мощности в аренду. Эта услуга ориентирована главным образом на малый и средний бизнес, особенно на стартапы. Клиент получает требуемые ресурсы, которые он может администрировать из любой

точки, где есть выход в интернет. Сервис оказался востребованным, тем более что аренда мощностей стоит значительно дешевле покупки собственного серверного парка.

Компания "МегаФон" нашла свой путь выхода из кризиса, сделав виртуализацию одним из ключевых способов оптимизации затрат. За последние два года количество виртуальных серверов в компании возросло втрое.

Об интересном методологическом подходе к формированию ИТ-бюджета и о своем опыте внедрения системы автоматизации управления ИТ-архитектурой alfabet PlanningIT рассказал Вячеслав Ерохин, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ. Ключевым моментом методологии является прозрачный и структурированный процесс формирования ИТ-бюджета предприятия: от управления бизнес-требованиями до реализации конкретных проектов. Специальное программное обеспечение позволило сделать этот процесс контролируемым на всех участках.

Вендоры: всё в интересах клиента

Присутствовавшие на круглом столе вендоры, Huawei Technologies и Riverbed Technology Russia, представили свои решения, направленные на оптимизацию ИТ-затрат их клиентов.

Виталий Томилко, старший системный архитектор Huawei Technologies рассказал о подходе компании к методам снижения операционных и капитальных затрат. Например, в части минимизации Capex вендор предлагает специальные программы, например, Try and buy – эксплуатация оборудования в течение оговоренного срока без перехода прав собственности. Также клиентам рекомендуются программы кредитования от Bank of China и возможности рассрочки для телеком-операторов, предусматривающие выплаты из прибыли, полученной от эксплуатации оборудования. Для минимизации Opex Huawei предлагает широкий спектр программ техподдержки, учитывающих потребности клиента, и использование энергосберегающих технологий в своем оборудовании.

Компания Riverbed Technology Russia, специализирующаяся на создании программно-аппаратных комплексов для передачи данных, представила свои решения, направленные на оптимизацию трафика между подразделениями одной компании. Основная функция продуктов Riverbed Technology Russia – осуществление компрессии и декомпрессии передаваемого трафика в режиме реального времени. В России эти технологии на сегодняшний день малоизвестны, но в США и Европе они используются достаточно широко. Например, одним из ключевых заказчиков компании является корпорация Microsoft, оптимизирующая трафик клиентских приложений. По словам Александры Петьковой, регионального менеджера по продажам Riverbed Technology Russia, после внедрения данных решений средняя скорость загрузки страницы увеличилась втрое, а объем передаваемого трафика сократился более чем на 40%, что, несомненно, также позволяет значительно сэкономить ресурсы, затрачиваемые компаниями-клиентами на ИТ.

Итак, как можно увидеть, компании из разных секторов бизнеса готовы тратить свои средства на ИТ, но эта готовность касается в первую очередь тех решений, которые смогут обеспечить сокращение стоимости владения ИТ-инфраструктурой. В качестве таких продуктов и сервисов в первую очередь рассматриваются виртуализация, облачные услуги, изменение методологии организации СХД, растет актуальность аутсорсинга. В этой связи отчасти меняется и фокус работы вендоров: они начинают обращать больше внимания на решения, позволяющие их клиентам оптимизировать свою деятельность и тем самым выйти на значительную экономию.

Антон Хавторин / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Байдалина Любовь, CNews Analytics. Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: новые подходы
Презентация Ушаков Антон, экс-заместитель исполнительного директора, "Тепло РКК "Энергия". Комплексный подход к автоматизации инфраструктуры и оптимизации расходов ЗАО «Тепло РКК «Энергия»
Презентация Ананьин Алексей, Мегафон . ИТ - от затрат к доходам
Презентация Петькова Александра, Riverbed Technology Russia. 6 способов сэкономить, повысив производительность: миф или реальность
Презентация Томилко Виталий, Huawei Technologies. Оценка эффективности выбираемых ИТ-решений. Взгляд со стороны вендора
Презентация Ерохин Вячеслав, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Бюджетирование и оптимизация инфраструктуры ИТ
Презентация Завьялов Дмитрий, АКБ Держава. Оптимизация затрат на ИТ – инфраструктуру: частная практика
Презентация Куценко Олег, Росгосстрах. Сокращение затрат на телефонное обслуживание клиентов
Презентация Скачать все презентации (архив)

Сайгин Юрий Михайлович, руководитель Предпринимательского отдела РДТЕХ

CNews: Тема оптимизации ИТ-инфраструктуры в современном бизнесе очень актуальна. Какие из новейших технологий, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в этой связи?

Юрий Сайгин: Новые и популярные на сегодняшний день технологии - облачные вычисления, виртуализация, энергосберегающие продукты и другие - позволяют различным путём решать вопрос оптимизации ИТ-инфраструктуры. Эти функциональные и технологические возможности действительно позволяют значительно сократить затраты компании на поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры, однако существует ещё один заслуживающий особого внимания способ решения задачи.

Сегодня большинство информационных систем, функционирующих в различных компаниях, используют в своей основе базы данных Oracle. При этом мы как компания, работающая с СУБД Oracle почти два десятка лет, можем сказать, что во многих организациях технологии Oracle используются не с максимальной эффективностью. Во многом это происходит потому, что их возможности не достаточно хорошо изучены.

Как эксперт в области повышения эффективности работы систем РДТЕХ предоставляет своим клиентам услугу по аудиту и настройке производительности баз данных Oracle и приложений.

При выполнении задач по оптимизации работы отдельных приложений и систем не стоит забывать и о проблеме эффективности ИТ-инфраструктуры компании в целом. Эта область значительно шире, и здесь важным является не столько сокращение расходов на информационные технологии, сколько создание эффективной ИТ-архитектуры, соответствующей планам и стратегии развития компании в целом.

CNews: По Вашему мнению, какие подходы обеспечивают соответствие ИТ-инфраструктуры требованиям бизнеса компании?

Юрий Сайгин: Создать эффективную ИТ-инфраструктуру позволяет архитектурный подход, который использует компания РДТЕХ. Он сводится к решению трёх задач: созданию описания существующей в организации инфраструктуры, формированию будущей целевой архитектуры в соответствии с потребностями бизнеса и разработке плана её достижения.

Таким образом, данная методология обеспечивает понимание текущего и желаемого состояния информационной архитектуры компании, на основании которого выстраивается чёткий план её дальнейшего развития. Именно такой подход обеспечивает решение вопроса ИТ-оптимизации с минимальными затратами и максимальной отдачей.

CNews: Существуют ли технологии, позволяющие автоматизировать реализацию данных этапов управления ИТ-инфраструктурой?

Юрий Сайгин: Да. Для решения этих задач РДТЕХ использует продукт одного из лидеров ИТ-рынка в данном сегменте - alfabet planningIT. РДТЕХ - единственный партнёр alfabet в России. Основное конкурентное преимущество planningIT в том, что решение обеспечивает тесную интеграцию бизнес-стратегии компании и развития её информационной инфраструктуры. Таким образом, организуется чёткий контроль за состоянием и развитием ИТ в компании, что позволяет выстроить максимально эффективную работу технологий и достичь желаемого результата.

CNews: Приведите конкретные примеры реализации этого подхода? Насколько эффективны были эти проекты?

Юрий Сайгин: Среди реализованных с помощью planningIT проектов компании - работы в российском представительстве одного из крупнейших мировых банков, а также в одной из самых крупных российских розничных торговых сетей. По итогам этих проектов даже частичная реализация функционала данного продукта привела к значительной экономии средств. В частности, в Банке в результате проведённой инвентаризации были обнаружены не используемые приложения, ликвидация которых после инвентаризации привела к экономии. В рамках второго проекта была предотвращена закупка приложений, которые, как оказалось, уже наличествовали в организации.

Подобные ситуации в любых отраслях бизнеса встречаются достаточно часто: контролировать информационную систему крупного предприятия без специальных инструментов практически невозможно. Сейчас решение alfabet planningIT внедряется в Аналитическом центре при Правительстве РФ совместными усилия Заказчика и компании РДТЕХ. Мировая практика выполнения подобных проектов свидетельствует, что внедрение полного функционала planningIT в компаниях, например, в CREDIT SUISSE, позволило банку ежегодно экономить до $11,000,000, период окупаемости проекта составил 6 месяцев, а ROI превысило 210%.

Материалы
Все материалы