Облака – один из немногих сегментов ИТ-рынка, который растет двузначными темпами, несмотря на кризис, а во многом даже благодаря нему. На российском рынке обозначились ярко выраженные локальные тенденции. Драйвером рынка является не экономия, а доступность ИТ-инфраструктуры «по запросу». Процветает клиентоориентированный подход, что объясняется ориентацией провайдеров на крупный бизнес в отсутствие СМБ. Растет ответственность поставщиков, выраженная в деньгах. Клиенты критикуют провайдеров за высокую стоимость услуг. Несмотря на позитивную динамику сегмента, у заказчиков по-прежнему много претензий к облакам, выяснилось во время конференции, которую провели CNews Conferences и CNews Analytics 8 сентября 2016 г.
В настоящий момент за более чем 45 минут простоя мы возвращаем клиенту 25% месячной стоимости, за 8 часов – 50%, за сутки простоя – 100%, сообщил директор по развитию облачных сервисов LanCloud Сергей Ерин. Однако в некоторых случаях ущерб от простоя сервиса для заказчика может оказаться значительно выше стоимости месячной подписки. В этом случае облачный провайдер может застраховать риски в страховой компании и включить стоимость страховки в цену облачной услуги.
С точки зрения заказчиков, важным фактором доверия провайдеру является не только наличие гарантий в SLA, но и примеры реальных кейсов, когда клиенты получали возмещение в случае отказа сервисов. В работе LanCloud было два подобных случаях, поделился Сергей Ерин: «Один раз в течение трех часов был недоступен сервис Skype for Business, во время второго инцидента в течение часа не работал сервис «1С». После обоих инцидентов мы выплатили клиентам 25% стоимости месячной подписки». По его словам, в одном случае причиной сбоя стал некорректный апдейт ПО Microsoft, в другом – ошибка инженера.
При этом совершенствуются не только договоры SLA, но и качество самих услуг. «Потенциальные проблемы с соседством заказчиков в публичном облаке мы решили внедрением флэш-массивов. Теперь у нас есть очень производительные диски в облаке, до 100 тыс. IOPS. Полностью управляемая производительность дает нам возможность предоставлять дополнительный SLA на производительность дисковых подсистем», – рассказал Сергей Зинкевич, эксперт по гибридным облакам «Крок». Проблему удалось решить с помощью внедрения флеш-массивов, благодаря чему в облаке появились сверхпроизводительные диски с показателями до 100 тыс. IOPS.
Основные претензии
Глобальные исследования показывают, что провайдерам удалось развенчать миф насчет низкой безопасности облачных сервисов. Согласно опросу SpiceWorks, эта причина теперь занимает лишь четвертое место в списке препятствий при внедрении публичных сервисов. Как оказалась, в России ситуация не столь однозначна. «На российском рынке отношение к облакам до сих пор определяется вопросами безопасности», – отметил директор по маркетингу облачного провайдера «Тионикс» Александр Парамонов.
В то же время представители заказчиков, участвовавшие в дискуссии, отметили в качестве главной проблемы недостаточный уровень сервиса провайдеров. Михаил Алексин отметил, что при миграции в облако препятствием было отсутствие совместимости продуктов, а также незрелость технологий NFV/SDN, в результате чего пришлось отказаться от виртуализированной сетевой инфраструктуры. «Российские облачные провайдеры еще не достигли уровня зрелости, который есть у ведущих глобальных игроков, таких как Amazon или SalesForce», – резюмировал эксперт.
Кроме того, со стороны заказчиков также прозвучали упреки в неоправданно высоких ценах на облачные сервисы. «Если бы владельцы дата-центров и провайдеры облачных услуг немного снизили цены, это привело бы к существенному росту спроса на облачные услуги», – заметил советник по ИТ компании «Л'Этуаль» Николай Зайцев. «При реализации проекта по SAP у нас было два облачных предложения, которые оказались существенно дороже традиционного подхода, при этом провайдеры не смогли обосновать высокую стоимость», – заявил Вадим Коровко.
«Ешь что дают»
Еще одним недостатком, по мнению заказчиков, является невозможность оплатить и сразу начать использовать облачные сервисы (use-on-the-go, как, например, в Amazon). В России сложилась модель продаж, когда необходимо заранее оставить заявку на сайте, после чего с заказчиком связывается представитель провайдера и обсуждает детали. Однако в этом же заключается и плюс облачного рынка РФ: «В России есть возможность настроить сервис под себя, в то время как на Западе рынок движется в сторону стандартизации услуг: «либо ешь как есть, либо не ешь совсем» – привел аналогию Сергей Ерин.
Разница в моделях услуг вызвана слабым развитием сегмента СМБ в России. Отечественные операторы ориентируются на крупный бизнес, которому нужны большие объемы ресурсов и кастомизированный подход.
Презентации участников форума