Облака – один из немногих сегментов ИТ-рынка, который растет двузначными темпами, несмотря на кризис, а во многом даже благодаря нему. На российском рынке обозначились ярко выраженные локальные тенденции. Драйвером рынка является не экономия, а доступность ИТ-инфраструктуры «по запросу». Процветает клиентоориентированный подход, что объясняется ориентацией провайдеров на крупный бизнес в отсутствие СМБ. Растет ответственность поставщиков, выраженная в деньгах. Клиенты критикуют провайдеров за высокую стоимость услуг. Несмотря на позитивную динамику сегмента, у заказчиков по-прежнему много претензий к облакам, выяснилось во время конференции, которую провели CNews Conferences и CNews Analytics 8 сентября 2016 г.
Максим Березин: Драйвер развития российского рынка облаков – закон о хранении ПДн
Максим Березин, директор виртуального дата-центра компании «Крок», рассказал CNews, что российский рынок привлекает немало зарубежных компаний, и для работы в России они выбирают гибкую облачную инфраструктуру, не требующую капитальных вложений.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на внешние облачные сервисы в России в 2016 году? Можно ли сказать, что победила экономическая целесообразность?
Максим Березин: В России, помимо общемировой тенденции к переходу в «облако», акселератором развития данных услуг также являются законы о хранении персональных данных. Наш рынок привлекает немало зарубежных компаний, и для работы в России они выбирают гибкую облачную инфраструктуру, не требующую капитальных вложений. Эти факторы обеспечат еще более активное развитие облачных сервисов в ближайшие годы. За первое полугодие 2016 года выручка облачного направления «Крок» выросла более чем на четверть по отношению к первому полугодию 2015 г.
Экономическая целесообразность, конечно, является наиболее распространенной причиной перехода в облако. Вопрос о сохранении бюджетов для профильных направлений актуален как никогда, и переход на сервисную модель ИТ представляется особенно привлекательным.
CNews: По вашему мнению, когда спрос на IaaS уступит долю рынка SaaS в России?
Максим Березин: Облачный рынок России находится на более ранней стадии развития по сравнению с западным. Из всех моделей предоставления услуг для отечественных пользователей более понятной и надежной пока что выглядит IaaS. Однако осведомленность заказчиков растет, на рынке SaaS производители активно предлагают все новые и новые сервисы, и постепенно это должно привести к значительному снижению доли IaaS на рынке. Вероятно, через несколько лет мы будем близки к общемировому соотношению: по оценкам Gartner, в нынешнем году доля IaaS и SaaS составляет 34,6% и 58%.
CNews: Как вы учитываете тенденции рынка облачных технологий в деятельности компании?
Максим Березин: Основной тенденцией на российском рынке облачных услуг является рост технических требований к проектам. Благодаря своим компетенциям, «Крок» может удовлетворить все требования заказчиков в полном объеме. Наша компания оказывает облачные услуги на базе сразу трех гипервизоров, каждый из которых имеет свою специфику, что позволяет реализовать в облаке любые инфраструктурные решения заказчика. Облачные сервисы могут сопровождаться другими услугами «Крок» – colocation, арендой оборудования, реализацией территориально-распределенных отказоустойчивых систем и т.д. Наши обширные возможности отвечают растущим потребностям рынка и позволяют найти подходящее решение для любых заказчиков — от enterprise до СМБ.
CNews: Какой ваш проект в сфере облачных технологий был самым сложным и интересным в 2016 году?
Максим Березин: Наиболее интересный и масштабный из недавних проектов – это переезд в наше облако ИТ-инфраструктуры крупной российской сельскохозяйственной компании «Русагро». В рамках миграции мы в сжатые сроки перенесли десять базовых программных приложений и прикладных сервисов заказчика. Миграцию систем предварял аудит инфраструктуры заказчика, определивший, какие системы необходимо перенести в первую очередь, а от каких, как от избыточных, отказаться. Кроме того, для предотвращения возможных проблем в работе сервисов заказчика мы спроектировали для него новую сетевую инфраструктуру облачного сегмента.