На сегодняшний день уровень автоматизации большинства предприятий достаточно высок. Однако это не всегда приводит к тому, что бизнес-процессы в них протекают эффективно. Как сделать так, чтобы получить максимальный эффект от внедрения инноваций, обсуждали участники организованной CNews Conferences конференции «BPM 2018 как основа внедрения инноваций».
Алексей Будин: Решение четко поставленных задач можно передать искусственному интеллекту
О том, как роботы постепенно проникают в нашу жизнь и берут на себя все больше рутинных обязанностей, участникам конференции рассказал Алексей Будин, генеральный директор ELMA/EleWise.
CNews: Какие популярные сегодня технологии (ИИ, блокчейн, интернет вещей и пр.) будут наиболее востребованы в новом цифровом обществе?
Алексей Будин: Всегда востребованы технологии, показывающие свою эффективность, дающие понятный и измеримый прирост к продуктивности. Если говорить про сферу управления бизнес-процессами, то очень близко к эффективному применению сегодня подошли алгоритмы искусственного интеллекта. Их использование в бизнес-пространстве выглядит наиболее перспективно.
CNews: Какова, на ваш взгляд, роль искусственного интеллекта в управлении бизнес-процессами?
Алексей Будин: Конечно, все покажет время. Но на мой взгляд, именно алгоритмы искусственного интеллекта сегодня являются хорошим драйвером развития автоматизации бизнес-процессов в целом. Сам процессный подход в управлении показывает себя как эффективный инструмент для структурирования отношений в компании между людьми, для выстраивания четких правил игры. Основа такого подхода — это разбиение процесса на шаги, у которых есть четкие границы и зоны ответственности.
И это просто находка для внедрения искусственного интеллекта! Есть четкая задача, которую надо сделать: позвонить или отправить сообщение, перенести данные из формы в форму, структурировать входную информацию – все это отличное поле для применения роботов. И самое прекрасное, что роботизацию можно делать по шагам, постепенно забирая самые массовые и рутинные операции у людей.
CNews: Чем использование роботов отличается от обычной автоматизации?
Алексей Будин: Возьмем простой пример. Допустим, у вас есть процесс согласования оплаты, и на завершающем этапе надо перенести данные о платеже в учетную систему. Если подходить к задаче традиционно, то решение будет выглядеть так: ставим задачу программисту, он делает процедуру в учетной системе, в BPM-системе управления вызываем эту процедуру — и все. А если подключить робота, то все выглядит иначе: записываем пользовательский сценарий, обучаем робота, тот начинает переносить данные так, как это бы делал человек.
Какой вариант выбрать? Тот, что проще и быстрее. В данный момент оба варианта сопоставимы по сложности, но модель с роботом непрерывно развивается и становится эффективной, а вот традиционный вариант — уже нет. Идеальный робот легкий в настройке, он практически не требует доработок и длительной очистки сценариев, верификации и т.д. Конечно, прямо сейчас инструменты роботизации еще технически нагружены, в их использование трудоемко, так как интерфейсы не стандартизированы. Но мне кажется, что эта индустрия развивается очень быстро, и в один прекрасный момент сделать робота будет проще, чем произвести интеграцию. И тогда произойдет перелом.
В любом случае, разбиение процесса на шаги и оцифровка процесса будут первым шагом при роботизации процессов. Иначе пока никак.