Для цифровизации ритейла нужны нетривиальные решения

Тезис, что сложные времена требуют нетривиальных решений, в полной мере раскрылся на секции «Цифровизация торговли» в рамках CNews FORUM 2023. Выразилось это в разнообразии векторов развития, которые выбрали для себя ритейлеры. Генеральной линии больше нет, и каждый сам решает, на что делать главную ставку: внутренняя разработка, повышение компетенций сотрудников, облака, искусственный интеллект или проверка множества новых теорий и идей. Кто-то решительно переходит на отечественные цифровые продукты, а кто-то продолжает использовать решения ушедших вендоров, медленно, но верно, заменяя его элементы.

страницы:

Георгий Джабиев: Как современные облачные технологии отвечают на технологические вызовы ритейла

Сегодня ритейл сталкивается с технологическими вызовами, связанными с повышением конкурентоспособности, удовлетворением потребностей клиентов и оптимизацией бизнес-процессов. На первый план выходят такие задачи, как персонализация и анализ данных, обеспечение омниканальности и цифровизация, автоматизация и роботизация. О том, как с помощью современных облачных технологий помочь индустрии решить эти насущные проблемы, рассказал Георгий Джабиев, коммерческий директор компании T1 Cloud (Холдинг Т1).

CNews: Какие задачи в области технологического развития сегодня наиболее актуальны для ритейла?

Георгий Джабиев: Текущие тренды в ритейле четко дают понять, что борьба за клиента будет продолжаться через персонализацию и анализ потребительского спроса и поведения. Более того, развитие моноканальных платформ, объединяющих онлайн- и офлайн-каналы продаж, также расширяет источники получения ценной информации. Другими словами, принцип «быть всегда рядом с потребителем и прислушиваться к его мнению» сегодня актуален как никогда, поскольку такой подход позволяет генерировать гигабайты и даже петабайты клиентских данных. И здесь основная задача ритейлеров – эффективное использование и анализ полученных данных. В будущем, на их базе, например, компании могут выстраивать модели управления розничными сетями и определять дальнейшую траекторию развития бизнеса.

Другой не менее актуальный тренд – повышение маржинальности бизнеса путем сокращения себестоимости клиентского сервиса. Сделать это можно с помощью инструментов, которые на первый взгляд, могут показаться достаточно банальными, но тем не менее являются действенными на практике.

Для начала следует отказаться от бумажных чеков в пользу электронных, что позволит сократить расходы на бумагу, печать и хранение чеков, а также ускорит процесс их выдачи и обработки.

Второе – новые формы безналичных платежей и обеспечение безопасности транзакций. Это поможет снизить комиссионные расходы на эквайринг, а также обеспечить безопасность и удобство для клиентов.

Третий шаг – развитие касс самообслуживания и концепции Smart store. Именно с помощью использования технологий интернета вещей можно достичь высокого уровня автоматизации розничных торговых площадок. Я говорю о таких технологиях, как RFID-метки, POS-терминалы, умные тележки, видеокамеры, Big Data и др.

Автоматизация логистики – еще одна область ритейла, решение задач которой позволит снизить затраты на хранение и перемещение товаров и повысит точность и скорость обработки заказов. В этом контексте актуально внедрение систем класса WMS и TMS, роботизация склада (роботы-тележки и паллетайзеры, RFID-считыватели, мониторинг транспорта и т.д.) и др.

CNews: Какие из них можно решить с помощью облака T1 Cloud?

Георгий Джабиев: Все вышеперечисленные тренды обеспечивают колоссальную нагрузку на ИТ-инфраструктуру ритейлера. Это в свою очередь требует огромных капитальных затрат для построения отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры. Вместо массовых инвестиций в серверное оборудование и ПО, многие компании все чаще выбирают облака. При использовании облачной модели оплата осуществляется только при потреблении вычислительных ресурсов и только за то количество, которое задействует клиент.

Такой подход дает возможность более осмысленно подходить к бюджетированию затрат на ИТ. Более того, платформенные сервисы из облака упрощают процесс разработки и, как следствие, сокращают время вывода новых продуктов на рынок.

CNews: Какие модели реализации вы предлагаете?

Георгий Джабиев: На сегодняшний клиентам T1 Cloud все доступные модели предоставления облачных сервисов. В первую очередь, это публичные облака, предоставляющие практически неограниченный объем инфраструктуры и сервисов облачного провайдера по гибкой модели тарификации. Также наша сильная сторона – гибридные варианты, которые объединяют локальную (on-premise) инфраструктуру клиента с публичным облаком. При этом такое решение позволяет гибко перемещать данные и ПО между разными облачными средами. И наконец – частные облака, построенные на инфраструктуре, выделенной строго под одного клиента с применением дополнительных средств и политик, рекомендованных заказчиком.

Вместе с тем мы наблюдаем, что с развитием облачного рынка все большее развитие получает концепция облачного вендора. Это компании, которые разрабатывают свою собственную облачную платформу, и в дальнейшем передают ее клиенту по лицензионной модели. Фактически происходит замена традиционного внутреннего облака клиента, построенного на мощностях западных вендоров, на облако отечественного производителя. Мы называем такую концепцию «модель отчуждаемого облака» и предполагаем, что спрос на нее в ближайшем будущем в России будет расти.








страницы: