Экспертное мнение: в BPM без практики - никуда

Как и многие другие технологии, ориентированные на поддержку взаимодействия, BPM находится на стыке ИТ и бизнеса. И надо сказать, что BPM гораздо ближе к бизнесу, чем к ИТ. На круглом столе "ВРМ 2011: направления развития", организованном CNews Conferences и CNews Analytics, это было видно и по тематике докладов, и по общему ходу дискуссии. Такие популярные темы, как облачные вычисления, SaaS и пр. были затронуты очень мало. Основное внимание уделялось методике перехода к процессному управлению и практической стороне реализации проектов по внедрению BPM.

страницы:

Роман Ткачев, операционный директор "БиАй Телеком", уделил внимание вопросам выбора комплексного решения по управлению бизнес-процессами. Поскольку бизнес-процессы могут иметь разную интенсивность, быть насыщенными бизнес-правилами, событиями, обеспечивать взаимодействие людей и систем, то и средства их автоматизации также будут различаться. Однако г-н Ткачев считает важным выделение отдельного слоя управления бизнес- правилами, что позволяет избежать их включения в описание самого процесса и позволить таким образом независимо менять правила и процессы. Это дает большую гибкость при автоматизации сложных и изменчивых процессов, связанных с принятием решений или расчётов на основе правил (скоринг, тарификация, выявление подозрительных транзакций и пр.).

В докладе Рахима Сафиуллина, начальника управления бизнес-процессов компании "Банковские информационные системы" был приведен обзор основных проблем, с которыми сталкиваются разработчики при реализации и внедрении BPM-проектов. Чтобы внедрение BPM оказалось успешным, рекомендуется отводить на проработку бизнес-требований до 60-70% ресурсов проекта и значительно меньшую часть - на кодирование. Эта пропорция подтверждается опытом компании БИС по внедрению BPM-решений на платформах IBM WebSphere Lombardi Edition, PROGRESS® Savvion™ BPM и Intalio|BPM

О другой платформе IBM, Lotus Notes/Domino, говорил Дмитрий Шейнин, генеральный директор компании "Автоматизация Бизнес Процессов". По его мнению, система документооборота может выступать как средство управления процессами.

BPM как сервис

В то время как большинство проектов по внедрению BPM подразумевает длительный цикл моделирования, оптимизации и настройки бизнес-процессов, компания "Мегаплан" ориентирует своих клиентов на простое решение, не требующее кастомизации, и позволяет быстро организовать коллективную работу. Это решение доступно в виде сервиса (SaaS), что также избавляет клиентов от существенных капитальных затрат.

Несомненно, что для малого и среднего бизнеса такое предложение является актуальным, потому что классические BMP-решения для них избыточно функциональны и дороги. По словам Виктора Копченкова, директора по маркетингу компании "Мегаплан", их решение является востребованным на рынке благодаря своей скорости, гибкости и экономичности - им воспользовалось уже более 1200 клиентов.

Требование бизнеса — эффективность BPM

Представители бизнес-сообщества говорили в основном об эффективности BPM, оценке затрат и полученных результатах. Преимущества процессного подхода в целом уже ни у кого не вызывают сомнений, убеждать уже никого не нужно. Акцент теперь сместился на практические вопросы выбора показателей и оценки влияния BPM на бизнес в целом.

"Росгосстрах", например, с помощью BPM добился сокращения среднего оплаченного убытка на 40% и количества запросов на "ручную авторизацию" - на 18%. Это позволяет считать опыт внедрения BPM в целом положительным, сообщила Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям "Росгосстрах".

Сергей Анохин, вице-президент банка ВТБ 24, привел свою схему оценки уровня готовности компании к внедрению BPM, которая базируется на четырех направлениях: человеческом капитале, процессах управления информацией, корпоративной культуре и инфраструктуре. Просадка по любому из направлений грозит срывом BPM-проекта.

К положительным результатам внедрения BPM он отнес сокращение потерь информации в цепочках управления. Топ-менеджеры могут теперь получить гораздо менее приукрашенную картину и принимать управленческие решения, адекватно оценивая ситуацию.

страницы: