Экспертное мнение: в BPM без практики - никуда

Как и многие другие технологии, ориентированные на поддержку взаимодействия, BPM находится на стыке ИТ и бизнеса. И надо сказать, что BPM гораздо ближе к бизнесу, чем к ИТ. На круглом столе "ВРМ 2011: направления развития", организованном CNews Conferences и CNews Analytics, это было видно и по тематике докладов, и по общему ходу дискуссии. Такие популярные темы, как облачные вычисления, SaaS и пр. были затронуты очень мало. Основное внимание уделялось методике перехода к процессному управлению и практической стороне реализации проектов по внедрению BPM.

страницы:

Андрей Коптелов: Спрос на BPM формируется в конкурентных областях

CNews: В каком направлении происходит сейчас развитие рынка ВРМ - в мире и в России?

Андрей Коптелов: Сейчас BPM-технологии достигли определенной зрелости, поэтому их применение становится более масштабным как во всем мире, так и в России. Во многих российских компаниях созданы специализированные подразделения, отвечающие за описание, анализ и оптимизацию бизнес-процессов. При этом зрелость процессного управления у лидеров рынка растет из года в год, что подтверждается в наших ежегодных исследованиях. В 2010 году аналитическое исследование "Управление бизнес-процессами 2010" показало, что в фокусе интереса процессы планирования и бюджетирования, стратегическое управление и закупки.


Андрей Коптелов: Выбор инструментария BPM должен выполняться на основе анализа целей и задач бизнеса

Что касается инструментов описания, анализа и оптимизации процессов, то за последние за 7-8 лет стандартом "де-факто" для описания процессов в России стала ARIS. И теперь перед многими российскими компаниями стоит задача автоматизации уже описанных в ARIS бизнес-процессов (мы предлагаем для этого пакет webMethods BPM Suite, за время прошедшее с объединения компаний Software AG и IDS Scheer интегрированный с ARIS).

Отмечу и явно возросший интерес к процессной аналитике (Process Intelligence). По своему опыту могу сказать, что в результате такого анализа зачастую становится понятно, что существующие в компании учетные системы требуют доработки в части функционала для управления процессами.

CNews: Как и ввиду каких факторов формируется спрос на инструментарий ВРМ?

Андрей Коптелов: В первую очередь спрос на инструментарий BPM в части автоматизации формируется в конкурентных отраслях – банки, телекоммуникации, страхование, розничная торговля, транспорт и логистика. Это связано с большим объемом клиентских заявок и заказов, которые необходимо обрабатывать в сжатые сроки.

Если говорить о Process Intelligence, то здесь круг клиентов намного шире. Многие энергетические, нефтегазовые и металлургические компании используют инструмент для анализа и оптимизации процессов в области закупок, продаж, технического обслуживания и ремонтов. При этом очень важно показать топ-менеджерам существующую в компании ситуацию и те преимущества, которые они получат от внедрения процессных технологий.

CNews: Каковы основные подходы к выбору ВРМ?

Андрей Коптелов: Выбор инструментария BPM должен выполняться на основе анализа целей и задач бизнеса. При этом критическим фактором часто становится возможность масштабирования системы и скорость разработки процессов и пользовательских интерфейсов. Также при выборе нужно учитывать, что в большинстве крупных проектов внедрения BPM-систем необходимо использовать инструменты Enterprise Service Bus (ESB) и SOA, ведь автоматизация «сквозного» бизнес-процесса подразумевает интеграцию с множеством учетных систем. Мы пользуемся продуктами webMethods ESB и CentraSite.

CNews: Как оценить отдачу от ВРМ проекта?

Андрей Коптелов: Отдача от BPM-проекта может рассчитываться только исходя из совершенствования существующих бизнес-процессов. Это могут быть временные и качественные параметры процесса, однако лучше всего, если на их основе будут посчитаны и финансовые показатели. Например, сокращение времени обработки клиентских заказов в целях повышения доли рынка, оптимизация процесса согласования договоров для сокращения затрат, увеличение объема продаж за счет обеспечения прозрачности процесса подготовки коммерческих предложений и т.д.

страницы: