Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

СМБ "хочет странного" от ИТ

Согласно статистике, компании СМБ обеспечивают 65% мирового ВВП и занятость 90% работающих. "Средний чек" на покупку лицензионного ПО, ИТ-оборудования и прочего в сегменте СМБ намного выше, чем у "частников". Соответствующую этому спросу структуру предложения было бы логично увидеть у крупнейших ИТ-вендоров. Но пока этого, пожалуй, не наблюдается даже в первом приближении. Почему так сложилось, попытались разобраться участники круглого стола CNews Conferences и CNews Analytics "Перспективы ИКТ в секторе СМБ".

страницы:

Соучредитель Marksman научился "за 2 клика и 6 секунд" заводить аккаунты в Google Apps для новых сотрудников, использует мобильную связь в качестве обычной фиксированной, завел виртуальную АТС, арендовал ПО "1С" из "облака", присматривается к Facebook как к будущей платформе для корпоративных коммуникаций, создает небольшое частное "облако" на базе одного из провайдеров, чтобы выполнить требования 152-ФЗ о защите персональных данных и пр. Все остальные 50 человек, работающих в его компании, заняты своим прямым делом - кадровым консалтингом.

"Я вовсе не "айтишник". Поэтому забавно, когда мне приходится консультировать ИТ-компании по поводу практического использования решений для СМБ, аналогичных нашему. Ведь чаще всего они ориентированы на крупных клиентов. Про ИТ же в малом бизнесе им часто приходится объяснять буквально на пальцах. В свою очередь, я лишь очень приблизительно понимаю то, что предлагают нам некоторые крупные ИКТ-вендоры. ИТ-директора у нас нет. И сложные решения нам пока не нужны", - рассказал он.

Облачная панацея

Многие ораторы сетовали на страх и стереотипы, сложившиеся в отношении "облаков" и выразили надежду, что малый бизнес сможет избавиться от них в числе первых. Директор по ИТ МИАЦ РАМН Олег Симаков призвал компании СМБ не ломать стереотипы слишком быстро, трезво относиться к оценке всевозможных рисков.

"Представьте себе, что вы попали в стационар. И вам не могут поставить капельницу, поскольку ваши данные – в "облаке", которое в данный момент "закрылось на техническое обслуживание". Пускай даже это и произошло в полном соответствии с SLA. "Облака" в медицине всегда надо использовать аккуратно. Даже если речь идет о небольших ЛПУ с относительно невысокими оборотами", – подчеркнул он специфику, характерную для небольших компаний медицинской отрасли. Существенно упростить ИТ-инфраструктуру не только для медицины, но и других СМБ-компаний, а также снизить всевозможные риски и добиться ряда прочих преимуществ можно, комбинируя различные способы. В частности, используя удаленно администрируемые многофункциональные серверные комплексы, построенных по принципу "все в одном", которые выпускает ряд вендоров специально для малого и среднего бизнеса.

Сколько будет стоить SaaS через 5 лет?

Помимо прочего, в РФ по-прежнему актуальна тема легитимного использования лицензионного "софта". Распространение облачного ПО, теоретически, даст возможность вендорам постепенно повысить его стоимость по мере возрастания на него спроса. Спикер предположил, что со временем использование облачной ИТ-инфраструктуры будет, в итоге, обходиться в те же примерно 50 тыс. руб. на одного пользователя в год, что и владение инфраструктурой обычной. А значит – экономия исчезнет. Многим из присутствующих такой прогноз показался несколько неприятным, а некоторые - попытались оспорить его в ходе развернувшейся дискуссии. "Многие крупные вендоры двигаются в сторону "облаков" вовсе не для того, чтобы порадовать вас неким креативным проявлением свой воли, а для того чтобы наконец заставить всех платить за лицензии. К сожалению, мои прогнозы довольно часто сбываются", - ответил возражавшим г-н Симаков.

Вид на "облака" с разных ракурсов

"По настоящему понимают, что такое "облака", не те, кто может дать им правильное определение, а те, кому надо запустить бизнес быстро, но денег на ИТ нет", – считает Михаил Козлов, консультант по развитию DevBusiness.ru. Для крупного бизнеса, где занято более 500 сотрудников, публичные "облака" – это своего рода запретная тема. СМБ относятся к ним тем лучше, чем меньше предприятие. Например, микропредприятия в формате стартапа часто вообще не понимают, что такое ИТ за пределами публичного "облака".

Докладчик привел подтверждающий его тезисы пример такой микрокомпании из 15 человек, работающей в энергетике. "У них есть ИТ-директор, но у него нет подчиненных. Он управляет поставщиками облачных услуг. "Мегаплан" используется для управления проектами, сервисы Google Apps – в качестве офисных приложений, SugarSync – для резервного копирования, виртуальная АТС от "БиЛайн" – для коммуникаций и т.д. В компании решили, что если информация пропадет или будет украдена, то ничего критичного для их бизнеса не произойдет. Месячный ИТ-бюджет компании составляет, в среднем, около 500 долл. Возможно, они скоро полностью запутаются в облаке", - предположил спикер. В то же время, поставщиков, заинтересованных в подобного рода бюджетах, пока мало, как мало и специалистов, умеющих продавать облачные сервисы. "По данным аналитиков из AMI-Partners, РФ сейчас занимает лишь только 26-е место по использованию ИКТ в СМБ", – привел говорящие сами за себя цифры эксперт.

Долго ли умеючи?

Переходить в ближайшие годы на "облака" планирует подавляющее большинство опрошенных IDC и Gartner компаний. "Понятно, что у EMC свое, довольно специфическое представление о СМБ", – предупредил аудиторию в начале доклада технический директор EMC по России и СНГ Игорь Корнетов. – "В частности, мы считаем, что большая часть организаций будет поддерживать существующую у них ИТ-инфраструктуру. А частное "облако" – это просто правильно построенная с использованием современных технологий ИТ-служба." Собственный опрос EMC показал, что бизнесу нужна некая "гибридная" комбинация частных и публичных облаков. Также ему нужен новый тип ИТ-специалистов, умеющих определять уровень сервисов для внешних провайдеров и самим разворачивать новые – за считанное число кликов и несколько секунд.

Комплексу потребностей СМБ, по мнению г-на Корнетова, соответствуют унифицированные СХД, имеющие облачный интерфейс, "умеющие" гибко перераспределять ресурсы между внутренними и внешними центрами хранения данных, простые в обслуживании для любого ИТ-специалиста. "Не нужно понимать, как работает такая СХД. Достаточно лишь определить нужный для конкретного сервиса ресурс хранения. Все остальное она сделает сама", – привел он пример.

Конкретные предложения для СМБ

Любой руководитель крупной компании с интересом выслушает рассказ ИТ-провайдера, предлагающего ему сэкономить несколько процентов за счет использования нового сервиса. Почему бы нет, если это действительно позволит сберечь для бизнеса несколько миллионов в месяц?

страницы:
Материалы
Все материалы