Агентство маркетинговых коммуникаций
CNews Conferences поможет организовать мероприятия, которые получат максимальный резонанс в бизнес-среде и привлекут к Вам новых партнеров и клиентов.

Как пандемия стала стимулом для развития телемедицины

До самого последнего времени телемедицина в России развивалась, преимущественно, как способ взаимодействия между врачами. Однако пандемия и последовавшие за ней ограничения на свободное перемещение и личное общение привели к росту спроса на онлайн-консультации врачей. О том, как будет развиваться это направление, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Телемедицина: каким будет здравоохранение после COVID-19».

страницы:

Телемедицина в условиях пандемии

Пандемия стала серьезным испытанием для всей системы здравоохранения и поводом протестировать, насколько эффективно использовать телемедицину для работы не только в режиме «врач-врач», но и «врач-пациент».

Основной организацией, отвечающей за предоставление телемедицинских сервисов больным COVID-19, является 1-й ГМУ им.Сеченова. Им уже проведено более 2000 консультаций для представителей регионов, рассказала Татьяна Трофимова, начальник МИАЦ Свердловской области. В самих регионах также были организованы телемедицинские консультации в режиме «врач-врач». Например, в Свердловской области за 4 месяца 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число телемедицинских консультаций по инфекционному профилю выросло на 16%, по вопросам медицинской реабилитации — в 3,5 раза, по вопросам пульмонологии — в 9 раз.

Очень востребованными являются телемедицинские консультации для людей, зараженных COVID-19 и проходящих лечение дома. Врачи связываются с ними несколько раз в день и при необходимости дают рекомендации. Пациенты тоже имеют возможность экстренной связи с врачами. Для этого в Свердловской области гражданам выдают телефоны с преднастроенным телемедицинским сервисом.

Телемедицинские консультации «врач-пациент»


Источник: МИАЦ Свердловской области, 2020

Рост потребности в телемедицинских консультациях вызван также ограничениями на очное посещение поликлиник. По словам Татьяны Трофимовой, за январь – апрель 2020 г. в Свердловской области число консультаций, не связанных с COVID-19, в режиме «врач-врач» увеличилось на 62%. Стоит отметить, что телемедицина в регионе развивается уже более 11 лет, и сегодня к ней имеют доступ 142 медицинские организации. «Пандемия привела к росту доверия к телемедицине как со стороны врачей, так и со стороны граждан», — отмечает Татьяна Трофимова.

В условиях пандемии телемедицина стала чуть ли не единственной возможностью получить консультацию врача, продолжил Денис Швецов, генеральный директор телемедицинского сервиса «Доктор рядом». Многие телемедицинские сервисы предложили бесплатные консультации с дежурными врачами, терапевтами и педиатрами. Например, телемедицинский сервис «Доктор рядом» и ВЭБ.РФ предоставили бесплатную возможность дистанционного общения с терапевтами, педиатрами и врачами ключевых узких специальностей.

Востребованность телемедицинских услуг

Источник: Доктор рядом, 2020

В проекте участвовали 20 московских и региональных клиник, более 500 врачей. Врачи проводили более 2000 консультаций в день. В первую неделю работы сервиса более 70% из них приходилось на дежурных специалистов, затем самыми востребованными стали консультации узких специалистов. Наибольшее число обращений поступало из Москвы и Московской области (28,5%), Ивановской области (9%), республики Татарстан (5,7%). «Все больше россиян интегрируют дистанционные консультации с врачом в свою повседневную жизнь», — говорит Денис Шевцов. Однако, по его мнению, возможности для цифровой медицины в РФ пока существенно ограничены – для развития отрасли необходима либерализация законодательства.

Телемедицина в режиме «врач-пациент» в последнее время развивается особенно активно, говорит Антон Владзимирский, заместитель директора по науке НПЦ медицинской радиологии. В некоторых странах эти услуги покрываются страховыми компаниями. В условиях коронавируса они были особенно востребованы для общих консультаций, дистанционного контроля заболевших, а также для сокращения очных визитов в клиники по другим вопросам.

Бум интереса к телемедицине в условиях COVID-19 привел к возобновлению споров о том, готово ли общество к массовому переходу на такую форму общения врача и пациента. По словам Антона Владзимирского, если проанализировать опыт других стран, станет очевидно, что телемедицина жестко регламентирована и используется только там, где клинически доказана возможность ее применения. Ведь такая форма взаимодействия имеет целый ряд серьезных ограничений: врач не может дистанционно получить всю необходимую информацию, повлиять на прием пациентом лекарств и т.д. «По мировой статистике, большинство телемедицинских консультаций проводится один единственный раз», — говорит Антон Владзимирский.

Он подчеркнул, что телемедицина — это инструмент, который имеет свои показания и противопоказания. Любой телемедицинский сервис применим для 50-60 видов обращений. В остальных случаях человек должен быть перенаправлен в скорую медицинскую помощь, и такую возможность надо обязательно реализовывать на сайтах.

Технологии для здравоохранения

COVID-19 заставил организации в срочном порядке внедрять новые технологии безопасности, контроля и ограничения доступа для своих сотрудников и клиентов. Наибольшим спросом пользуются системы обеспечения бесконтактного доступа, решения для повышения безопасности сотрудников, обеспечения непрерывности бизнеса в условиях карантина и минимизации возможных штрафов.

Именно о таких технологиях рассказал Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos. Он предложил модернизировать широко распространенные системы видеонаблюдения. Предлагаемый Atos программно-аппаратный комплекс поможет распознать человека и в соответствии с поставленной задачей пропустить или нет его на территорию предприятия, отследить, с кем контактировал человек, у которого обнаружили коронавирус, проконтролировать, чтобы все сотрудники и посетители носили защитные маски и перчатки, соблюдали социальную дистанцию.

Решение легко интегрируется в уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру организации. После окончания пандемии технологии с минимальными доработками могут быть использованы для решения множества более актуальных задач, например, борьбы с очередями, обеспечения безопасности зданий и т.д.

Владислав Шерстобоев, генеральный директор группы компаний «Эксперт», тоже рассказал об услугах, которые компания готова предоставить медицинским учреждениям. Во-первых, это описание результатов КТ и МРТ врачами-специалистами. Во-вторых, создание личного кабинета врача-клинициста, выгрузка в него результатов исследования пациента и возможность здесь же в режиме онлайн получить консультацию в режиме «врач-врач». В-третьих, организация онлайн-встреч с врачами и обсуждение самых актуальных проблем, с которыми они сталкиваются. Также компания привлекла врачей к участию в «Школе МРТ», в которой разбираются самые сложные случаи.

Компания предоставляет услуги не только врачам, но и пациентам. В июне она запускает собственный телемедицинский канал «Телемедэкс», который ориентирован на людей, проходящих лечение в клинике. Они смогут воспользоваться им для подготовки к операции или сложному приему, получить консультацию, находясь дома на диспансерном наблюдении. Например, человек, который сделал МРТ, сможет в режиме онлайн обсудить с врачом результаты исследования.

Не забывает компания и о развитии собственной инфраструктуры. Недавно в ней запущен единый распределенный контакт-центр, который работает с единой базой данных всех 40 медицинских центров, входящих в компанию. Это позволяет сократить число операторов и одновременно повысить качество услуг. Кроме того, компания активно использует облака, внедрила систему электронного документооборота, интеллектуального голосового помощника и т.д.

Медицина, страхование, что еще?

Страховые компании являются лидерами по уровню проникновения телемедицинских консультаций «врач-пациент», считает Алексей Образцов, руководитель проектного офиса «Медицина будущего» компании «Ренессанс страхование». В «Ренессанс страховании» эта опция начала появляться еще в 2017 г. и постепенно становится неотъемлемой частью клиентского пути. Сегодня клиенты могут приобрести услугу получения телемедицинских консультаций по самым разным вопросам, сдать анализы и затем узнать их результаты в ходе онлайн-общения, заказать на дом лекарства, которые посоветует врач в ходе телемедицинской консультации и т.д.

Телемедицинские сервисы в страховой компании


Источник: Ренессанс страхование, 2020

В ходе онлайн-конференции была организована дискуссия, в которой, кроме уже упомянутых экспертов, принял участие представитель китайской компании Dahua Technology, которая имеет, пожалуй, самый богатый опыт внедрения технологий противодействия распространению COVID-19. По словам Константина Кошелева, инженера по подготовке решений Dahua Technology Rus, все эти решения разрабатывались с учетом того, что внедрять их придется очень быстро, времени на подготовку мощной инфраструктуры для этого нет, а пользоваться ими будут люди, очень далекие от ИТ. В результате компанией была разработана облачная платформа, для подключения к которой достаточно просто иметь доступ в интернет. Платформа обеспечивает двустороннюю связь между участниками, например, пациентами, находящимися в палате, и сотрудниками клиники.

Такие решения могут найти себе применение как в государственных, так и в частных медучреждениях, уверен Константин Кошелев. Однако в первую очередь они будут внедряться там, где люди готовы платить за дополнительный комфорт, говорит Денис Швецов. В госклиниках применение телемедицины направлено, в основном, на то, чтобы снизить число очных визитов пациентов в медучреждения путем перевода работы с хроническими, паллиативными больными в дистанционный формат. Владислав Шерстобоев, напротив, уверен, что у государства существенно больше административных и финансовых ресурсов на то, чтобы развивать цифровые технологии в здравоохранении, и ситуация с COVID-19 может стать стимулом для того, чтобы цифровое здравоохранение и телемедицина в стране начали развиваться ускоренными темпами. А Антон Владзимирский считает, что пациент вообще не должен задумываться о том, кто и как организует предоставление медицинских услуг, — для него важно только их качество.

И конечно, процесс цифровизации потребует появления специалистов совершенно другого уровня: врачей, обладающих хорошими навыками использования ИТ, и ИТ-шников, разбирающихся в медицине. Однако это касается всех специалистов будущего, которое уже невозможно представить без технологий.

Роман Гоц: Традиционная модель работы медучреждений нуждается в пересмотре

О том, как изменится здравоохранение после эпидемии, и какие технологии помогут в этом, рассказал Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos в России и СНГ.

CNews: Как изменится здравоохранение после эпидемии?

Роман Гоц: Система здравоохранения всего мира проверяется на прочность. Режим обязательной самоизоляции и усиленная нагрузка на медучреждения не позволяют людям получить помощь специалистов, смертность стремительно возрастает. Все это требует пересмотра традиционной модели работы медучреждений.

Читать далее

страницы:
Материалы
Все материалы