Представители ключевых министерств рассказали о перспективах цифровизации

На первой в этом году онлайн-конференции «ИКТ в госсекторе 2021», организованной CNews Conferences, выступили представители ключевых министерств, реализующих крупнейшие цифровые проекты в стране. Она рассказали о достигнутых результатах и планах на ближайшие годы.

страницы:

Федеральные проекты

В прошедшем 2020 г. в федеральных ведомствах было реализовано несколько знаковых цифровых проектов. О том, каким стал новый портал госуслуг, рассказал Дмитрий Огуряев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Во-первых, изменилась его архитектура, в результате чего уровень надежности теперь составляет 99,99%. Во-вторых, портал стал более удобным — теперь он не дает пользователю совершить ошибку при заполнении форм и подаче заявлений. Благодаря этому число ошибок сократилось как минимум в 2 раза.

Но самое главное, на портале госуслуг появился цифровой ассистент Макс. «Диалог — самый привычный для людей способ общения, — говорит Дмитрий Огуряев. — Мы верим в искусственный интеллект и в то, что робот Макс может стать полноправным представителем государства при общении с гражданами. Ему можно задать вопрос, получить ответ, попросить что-то сделать».

По мнению Дмитрия Огуряева, со временем робот Макс сможет стать самым умным чиновником, способным отвечать на любые вопросы, и не только письменные, но и голосовые.

О том, как меняется ЕИС в сфере закупок, рассказала Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства. На сегодняшний день в ней зарегистрировано около 900 тыс. организаций: заказчиков и поставщиков, которые осуществляют около 70 млрд транзакций в год. В системе содержится около 70 млн юридически значимых документов. Эти данные анализируются Казначейством с точки зрения соответствия нормативной базе, а также используются для реализации риск-ориентированного подхода к проверкам.

Переход на электронные документы в ЕИС позволяет государству экономить около ₽25 млрд в год только благодаря отказу от использования бумаги и оргтехники, отсутствия необходимости пересылки документов, заверения их нотариусом и, наконец, найма сотрудников, которые всем этим занимаются.

Анна Катамадзе рассказала о проблемах, которые возникают в ходе цифровизации. Первая — отсутствие стандартов управления ИТ-проектами. При создании ГИС часто непонятно, где проходит граница между заказчиком и подрядчиком. Анна Катамадзе отметила, что она категорически против создания инсорсинговых ИТ-подразделений в госорганизациях. Однако заказчик должен уметь четко сформулировать задачу для ИТ-компании, которая будет заниматься реализацией проекта.

Вторая проблема — компетенция заказчика. Необходимы специалисты в самых разных отраслях, например, юристы, технологи или экономисты, которые смогут квалифицированно поставить ИТ-задачу.

Третья проблема — катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов, в особенности методологов и бизнес-аналитиков, а значит, их высокая стоимость. Вузы таких специалистов не готовят. «Если мы в ближайшее время не перейдем на принципиально новые стандарты высшего образования, мы радикально отстанем от всего цивилизованного мира», — говорит Анна Катамадзе.

Василий Слышкин, директор департамента развития архитектуры и координации информатизации Минцифры России, рассказал о результатах инвентаризации государственных информационных систем, используемых в госведомствах и подведомственных учреждениях. В государственном секторе 1392 владельца ИТ-ресурсов, из них 67 принадлежит федеральным, 701 — региональным органам власти, 303 — подведомственным учреждениям федерального и 321 — регионального уровня.

Были сформированы цифровые паспорта ИТ-ресурсов на основе распределенных реестров. В цифровых паспортах содержатся данные о создании ИС, сведения об аттестации на соответствие требованиям ИБ, решения о вводе в эксплуатацию, регистрации интеллектуальных и имущественных прав, а также регистрации в национальном фонде алгоритмов и программ. Было создано 4295 паспортов, в том числе на 4129 ИС и 166 федеральных и региональных ЦОД.

Совокупная стоимость владения государственными ИС составляет ₽460 млрд, в том числе ₽271 млрд приходится на федеральные, ₽189 млрд — на региональные системы. 55% систем обрабатывают персональные данные. Если говорить о ЦОД, то в собственности органов госвласти находится 17533 стойко-мест, из которых 68% уже используется. В системах хранится около 492 Пб данных.

Государству необходимо переходить на централизованную учетную политику, и для этого должна быть внедрена электронная отчетность по госконтрактам разработки информационных систем, уверен Василий Слышкин. Он также отметил, что Минцифры планирует перейти на открытую лицензию для участников рынка к повторно используемым компонентам информационных систем, находящихся в собственности государства.

«Старый подход, при котором ключевым средством контроля являются проверки, в современных условиях изжил себя, — говорит Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ. — Надо сделать так, чтобы требования соблюдались, но при этом проверки не проводились». В прошлом году был принят 248-ФЗ о государственном контроле, в основе которого лежит риск-ориентированный подход.

Он может быть реализован только на базе информационных технологий. в ближайшее время министерство планирует создать Единый реестр видов контроля, Единый реестр контрольных мероприятий (ЕРКНМ) и информационные системы контрольно-надзорных органов (КНО). Так, ЕРКНМ, оператором которого будет Генеральная прокуратура, планируется запустить с 1 июля 2021 г.

Взаимодействие информационных систем в рамках контрольно-надзорной деятельности

Источник: Минэкономики, 2021

Также будет создана подсистема досудебного обжалования. С августа 2020 г. на базе 3 федеральных ведомств и 7 видов контроля стартовал эксперимент по ее использованию. С декабря 2020 г. эксперимент был расширен на 19 федеральных органов исполнительной власти и 63 вида контроля. «В период пандемии мы убедились, что в электронный вид можно перевести как минимум 80% всех активностей, которые осуществляются в рамках выездных проверок, — говорит Алексей Херсонцев. — Другой вопрос, нужны ли вообще эти активности. Мы надеемся, что часть из них в конечном итоге будет исключена».

Цифровизация затронула даже такую сферу, как спорт. «У каждого человека есть «путь спортсмена», и мы стремимся выстроить процесс цифровизации вокруг этого пути», — говорит Андрей Сельский, заместитель министра спорта, руководитель цифровой трансформации Минспорта РФ. Элементы этого пути не всегда подведомственны Минспорта, а значит цифровые решения должны выстраиваться совместно с Минпросвещения, Минобрнауки, Минздравом и Минкультом.

Путь клиента в спортивной сфере

Источник: Минспорта, 2021

Спорт не является в чистом виде госуслугой — в этой сфере существует множество негосударственных игроков, и от них во многом зависит достижение целей Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 г. Кроме того, у Минспорта нет четко выстроенной региональной вертикали — в субъектах Федерации вопросами спорта занимаются совершенно разные структуры.

Андрей Сельский поделился результатами оценки уровня цифровой трансформации развития спорта в регионах — в среднем он составляет 15,7%. Минспорта начало создание государственной информационной системы «Физическая культура и спорт». В этом году будут реализованы 4 базовых сервиса: единый календарный план спортивных событий, присвоение спортивных разрядов и званий, запись в спортивную секцию и модуль статистической отчетности.

«Цифровизация усиливает традиционное образование и дает новые возможности ученику и учителю, — говорит Павел Кузьмин, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения РФ. — Ребенок должен иметь возможность получить качественное образование вне зависимости от того, где он находится: в крупном городе или небольшом селе». А для этого необходимо провести серьезное переоснащение школ: организовать компьютерные классы, установить интерактивные панели, дать возможность посещать занятия удаленно в случае болезни.

Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» предусмотрено к концу 2021 г. обеспечить интернетом все российские школы. А к 2024 г. они будут укомплектованы современным оборудованием. Одновременно школы получат доступ к множеству сервисов: библиотеке цифрового образовательного контента, сервису по созданию контрольных материалов для оценки знаний, агрегатору образовательных результатов учеников, сервису планирования нагрузки для учителей и т.д.

Предполагается создание универсального тематического классификатора, который объединит федеральный и региональный контент, а также контент других поставщиков, представленных на образовательном маркетплейсе. Рабочее место педагога также радикально изменится: он будет максимально избавлен от необходимости вести бумажные документы, материалы для следующего урока будут подбираться автоматически, а родительские собрания проходить в онлайн-режиме. Родители же смогут удаленно следить за обучением своего ребенка.

Технологии для госведомств

Участники онлайн-конференции обсудили, на каких технологиях можно осуществить эти проекты. «Большие данные, искусственный интеллект и облачные вычисления остаются лидерами списка самых востребованных технологий, — говорит Михаил Толпышкин, директор Департамента по продажам клиентам государственного сектора SberCloud. — Назрела необходимость перехода от планов и стратегий к реализации конкретных проектов в государственном секторе». Конечно, в каждой отрасли существуют особенности использования тех или иных технологий. Различаются и подходы к реализации проектов.

Михаил Толпышкин поделился своим видением применения Agile, DevOps, использования частных и публичных облаков в госсекторе. Практики Agile и DevOps уже используются ведомствами в ходе цифровой трансформации. «Их комбинация может ускорить разработку государственных информационных систем и повысить их качество», — говорит эксперт. Тем не менее, государственные информационные системы по-прежнему создаются по традиционной водопадной модели. Она хорошо работает тогда, когда требования заказчика и технологии не меняются на протяжении длительного времени. Но на практике часто бывает, что система еще не введена в эксплуатацию, а нормативная база уже изменилась, или заказчик не может четко сформулировать требования.

Все эти проблемы можно решить, используя принципы гибкой разработки. Конечно, их придется адаптировать к особенностям госсектора. Например, внедрить методологию SCRUM. Для ее реализации можно использовать DevOps-практики, такие как непрерывная интеграция, непрерывное тестирование и непрерывная доставка. А для этого нужны облака, с помощью которых можно быстро и удобно привлекать необходимые ресурсы.

SberCloud предлагает различные облачные среды для государственных заказчиков: IaaS платформу SberCloud.Enterprise, облачную платформу SberCloud.Advanced, PaaS-сервисы для машинного обучения ML Space, а также построение облаков для размещения ГИС.

«2020 год показал, что роботизированные системы позволяют решать гораздо больше задач, чем принято было считать», — говорит Андрей Акопов, руководитель направления VS Robotics. Помимо роботов-информаторов, появились системы, способные отвечать на вопросы человека и выполнять несложные задания. В госсекторе робот-оператор может помочь увеличить доступность госуслуг, объяснив человеку, что и как надо сделать, а также не пропустить ни одного звонка. Немаловажно и то, что стоимость использования робота значительно ниже, чем оператора-человека.

Компанией уже реализовано множество кейсов. Андрей Акопов рассказал, что более 70% пользователей с удовольствием общаются с роботом. При этом в 64% случаев дополнительное общение с оператором не требуется. Он привел несколько примеров. Например, в Красноярском каре, Северной Осетии, Омской области роботы внедрены на горячей линии «112» и оказывают консультации по вопросам, связанным с COVID-19. В результате более 64% обращений обрабатывается без привлечения оператора, а время ожидания на линии не превышает 10 сек.

Функции робота в государственных организациях

Источник: VS Robotics, 2021

Артем Седов, генеральный директор компании «Большая тройка», рассказал, как роботы помогают региональным операторам по утилизации отходов разыскивать компании, которые производят эти отходы, но пока не заключили договоры на их вывоз. В одной только Новосибирской области удалось обнаружить около 80 тыс. точек, с которыми региональный оператор не мог ранее связаться, хотя оказывал им услуги по вывозу мусора.

Результаты работы робота

Источник: Большая тройка, 2021

Данные были получены путем обработки сведений, имеющихся у «Сбера» и региональных операторов по утилизации отходов. Роботу было поручено обзвонить найденные компании и предложить им заключить договор.

О важности импортозамещения

Государство реализует множество цифровых проектов и инициатив. Алексей Кулешов, вице-президент блока федеральных проектов и ведомственных решений ОТР, остановился на одном из них — импортозамещении. С каждым годом эта тема становится все более актуальной, и у ОТР есть богатый опыт создания цифровых платформ для разработки и запуска бизнес-приложений и информационных систем: компания участвовала в разработке ГИС «Электронный бюджет».

Отечественное ПО в госсекторе

Источник: ОТР, 2021

Анализируя платформу Oracle Fusion, компания создала подобное решение на базе Open Source и ПО собственной разработки. Сейчас на базе платформы «Опора» ОТР создает собственные решения и предоставляет ее заказчикам. «Приложения получается делать быстрее качественнее за счет переиспользования готовых компонентов», — говорит Алексей Кулешов. Например, у всех госведомств есть сходные сервисы, такие как подача заявлений, работа с лицензиями, и их значительно проще кастомизировать, чем создавать с нуля.

Лидирующие западные вендоры развивают свои решения десятилетиями, и создать в короткие сроки полные аналоги невозможно. В тоже время, госсектор вынужден внедрять именно российские продукты, и в будущем неизбежно возникнет необходимость их доработки. Для того, чтобы на рынке появились отечественные решения, способные полностью заменить западные, потребуется еще около 10 лет. «Альтернатива — создание единой государственной технологической платформы, на которой будет реализован импортозамещенный надежный технологический слой. Он станет основой для внедрения цифровых сервисов», — говорит Алексей Кулешов. Эта платформа также возьмет на себя заботу об информационной безопасности, что существенно сократит стоимость готовых продуктов. Она также позволит решить проблему оперативного реагирования на изменения в НПА.

По словам Алексея Кулешова, такая платформа уже создается — она называется «ГосТех». Однако для ее успешного внедрения нужна централизация процесса управления: ведение библиотек, внедрение единого архитектора, единой службы эксплуатации и информационной безопасности. Но самое главное — сформировать открытую экосистему, в состав которой будут входить разработчики, вузы и т.д.

Дмитрий Заманов, руководитель направления импортозамещения Центра импортонезависимых технологий Гринатом, отметил, что на рынке уже сформировались методики импортозамещения — их предлагают отдельные компании. Он рассказал об автоматизированных инструментах управления инфраструктурой, которые используются в компании. Автоматизация необходима, когда у компании масштабная (от 1000 АРМ), гетерогенная ИТ-инфраструктура, миграцию надо провести в сжатые сроки, нет достаточного числа сотрудников с соответствующими компетенциями. Гринатом реализует такие проекты не только для предприятий Росатома, но и для внешних заказчиков, например, РЖД.

Как происходит миграция на российские продукты

Источник: Гринатом, 2021

В процессе миграции на сервер устанавливается специальный модуль, а на рабочие места — агенты. Затем начинается сам процесс миграции, после чего происходит настройка рабочего окружения либо создание виртуального рабочего места из ранее скопированного образа. Таким образом уже через 3,5 часа рабочее место будет готово к работе. Кроме того, Гринатом может предложить специальное решение по управлению новой инфраструктурой.

В госорганизациях, как и в коммерческих компаниях, в качестве средства коммуникации широко используются мессенджеры. Владислав Буянов, директор департамента по работе с ключевыми клиентами компании «Диалог», отметил, что даже самые популярные из них не отвечают требованиям безопасности. Он предложил разработанное его компанией решение Dialog Enterprise. В нем есть все необходимые функции. При этом мессенджер может быть установлен как на сервере заказчика, так и в частном облаке. А значит, информация не выйдет за пределы организации.

Функционал Dialog Enterprise

Источник: Диалог, 2021

Мессенджер поддерживает все операционные системы: Windows, MacOS и Linux, может работать на мобильных устройствах под управлением Android, iOS и «Аврора», существует кроссплатформенная веб-версия. В ближайшее время появится интеграция с «Мой Офис», отечественными системами видеоконференцсвязи TrueConf и VideoMost. Ведутся переговоры о создании совместных продуктов с другими российскими производителями.

Что происходит в регионах

Участники конференции обсудили, как развивается цифровизация в регионах. Павел Гончаренко, первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, отметил, что первые системы электронного документооборота появились в госсекторе уже давно. Очевидно, что простая оцифровка передачи документов не отвечает современным требованиям. Необходимо на базе СЭД создавать новую систему взаимоотношений участников управленческих процессов. Однако для этого придется преодолеть консерватизм сотрудников, а также реформировать устоявшиеся десятилетиями процессы.

При создании новой системы электронного документооборота в Правительстве Москвы решили отказаться от разрозненных решений под каждый управленческий процесс, дублирования в цифровой среде «физических» процессов работы с документами, от попыток объять одним инструментом все направления информационного обмена. В результате была создана единая коммуникационная платформа, которая позволяет собирать индивидуальную рабочую среду из самостоятельных, но интегрированных систем.

Павел Гончаренко рассказал о том, как организован электронный документооборот в Правительстве Москвы. Система «МосЭДО» обеспечивает движение документов и исполнение поручений. АИС «Сгласование документов» предназначена для разработки и согласования правовых актов. ИС «Кадровые сервисы» обеспечивает работу с персоналом. Все системы взаимосвязаны и позволяют реализовать сквозной процесс управления.

Юрий Чулюков, заместитель руководителя ДИТ Москвы, отметил, что в системе реализованы механизмы защиты от всех возможных утечек, в том числе фотографирования. Кроме того, система сама понимает, с каким блоком документа должен работать тот или иной исполнитель.

В 2020 г. совместно с ВШЭ была сформулирована концепция развития Удмуртской Республики. Какие цифровые сервисы должны появиться в регионе, рассказал Тимур Меджитов, министр информатизации и связи Удмуртской Республики. Он особо отметил цифровые сервисы для инвесторов, которые готовы внести свой вклад в развитие региона. «Инвесторы должны иметь возможность из любой точки мира получить информацию об имуществе или земельных участках, а затем как можно быстрее оформить право собственности или аренды», — отметил Тимур Меджитов.

Была создана цифровая карта региона, на которой размещена информация обо всех важнейших объектах: земельных участках, качестве связи, агроресурсах, почвах, лесах, транспортной инфраструктуре, линиях электропередач, газораспределительных станциях и т.д. Также в регионе появился ряд цифровых платформ, например, цифровая платформа строительства, объединяющая все необходимые сервисы. С помощью платформы инвестор может сформировать единую заявку сразу на 4 ресурса: газ, вода, электричество и тепло. Это позволяет в разы сократить сроки, необходимые для получения разрешений и согласование сроков строительства.

Цифровая платформа строительства

Источник: Министерство информатизации и связи Удмуртии, 2021

Анатолий Семенов, министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), рассказал, как регион привлекает локальный ИТ-бизнес к процессу цифровизации. В Якутске создан единственный на Дальнем Востоке ИТ-парк, есть акселератор В8, который финансирует около 20 проектов в год, проводятся стартап-экспедиции. Анатолий Семенов привел примеры успешных решений, которые уже внедрены в регионе и даже вышли за его пределы.

Например, сервис inDriver используется уже в 32 странах мира. Система Iris помогает анализировать результаты КТ легких и ускоряет постановку диагноза. Также в республике внедряется решение «Умное село» — аналог широко известного «Умного города». Несмотря на то, что в регионе проживает всего 300 тыс. человек, он входит в топ-12 по экспорту ИТ-услуг.

Алексей Кулешов: Через 10 лет российские решения достигнут уровня западных аналогов

Импортозамещению в госсекторе может помочь создание государственной платформы цифровых решений, говорит Алексей Кулешов, вице-президент блока федеральных проектов и ведомственных решений компании ОТР.

Читать интервью полностью


Михаил Толпышкин: Надо менять подходы к разработке ГИС

Процедура разработки государственных информационных систем четко прописана в законодательстве. Однако современный рынок ИТ так изменился, что традиционная водопадная модель часто тормозит создание ИС. Ее на до менять, говорит Михаил Толпышкин, директор департамента по продажам клиентам государственного сектора компании SberCloud.

Читать интервью полностью





страницы: