BPM для бизнеса: трудности перевода

Сегодня BPM-сообщество в наибольшей степени волнуют два момента. Во-первых, многих заботит, какими BPM станут в будущем. Другим вопросом, провоцирующим на дискуссии, является разница подходов ИТ и бизнеса к пониманию и, соответственно, разработке BPM-систем. В попытках найти общий язык прошла конференция "BPM в России: как решить проблему непонимания между ИТ и бизнесом", организованная CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

Андрей Коптелов: Внедрение BPMs похоже на услугу индивидуального пошива

Андрей Коптелов, директор BPM - практики компании "Логика бизнеса 2.0" (ГК АйТи), уверен, что ИТ-потребности бизнеса сосредоточены на информатизации бизнес-процессов, основанных на отраслевых knowhow.

CNews: Вы отмечаете, что совершенствование процессов с отраслевой специализацией – то конкурентное преимущество, которое необходимо сейчас на рынке. Прокомментируйте, пожалуйста, в каких отраслях, кроме финансовых услуг – основного потребителя BPM, – есть спрос на такие решения?

Андрей Коптелов: Спрос на совершенствование бизнес-процессов наблюдается сейчас в большинстве отраслей: розничная торговля, телекоммуникации, энергетика, нефтегазовый сектор, добыча полезных ископаемых и многие другие. При этом применение процессного подхода (BPM) как методологии совершенствования деятельности требует от аналитика или консультанта глубокого знания особенностей существующих в компании бизнес-процессов.

Конечно, в конкурентных отраслях спрос на процессный подход выше из-за необходимости усиления конкурентных преимуществ, но и в естественных монополиях появились проекты, связанные с оптимизацией бизнес-процессов. При этом использование систем BPMs(BusinessProcessManagementSuite) локализовано в финансовом секторе. В других отраслях задачи автоматизации чаще всего закрываются системами других классов, в которых реализована как учетная составляющая, так и функциональность workflow.

CNews: В чем должна заключаться отраслевая специфика ВРМ?

Андрей Коптелов: Отраслевая специфика управления бизнес-процессами заключается в наличии типовых решений для организации бизнес-процессов в той или иной отрасли (референсных карт). Зная существующие проблемы вотрасли, можно предложить управленческие решения, исполнение которых позволит повысить операционную эффективность компании. При этом предлагаемые решения должны в том или ином виде закрепляться в информационных системах, что требует комплексного взгляда на архитектуру предприятия в целом.

Как правило, бизнес требует услугу по полному циклу – от диагностики существующих бизнес-процессов до их автоматизации на базе того или иного ИТ-решения.Уже сейчас есть потребность в "коробочных решениях", которые содержат как процессную составляющую, так и набор ИТ-приложений, закрепляющих измененные бизнес-процессы в корпоративной ИТ-инфраструктуре и позволяющих их контролировать.Для бизнеса неважно, из каких ИТ-приложений (BPMs, ERP, ECM…) построена эта "коробка". Главное, чтобы она удовлетворяла требованиям новых бизнес-процессов.

CNews: Каким вы видите будущее российских ВРМ-решений? Насколько вероятно их все большее объединение с ЕСМ?

Андрей Коптелов: Если рассматривать под BPM-решениями системы класса BPMs, то их будущее как отдельных игроков рынка, с моей точки зрения, будет непростым вне зависимости от того, российские они или зарубежные. В большинстве проектов автоматизации клиент хочет видеть "коробочное решение", учитывающее специфику его отрасли. Это подразумевает типовые формы, типовую учетную модель, типовые бизнес-процессы, типовые отчеты. Можно сравнить "коробочное решение" с костюмом, который сшит на фабрике. В случае BPMs все формы, вся логика, вся учетная модель чаще всего разрабатываются под конкретный бизнес-процесс, так что можно говорить об индпошиве. Костюм с фабрики, как правило, дешевле созданного на заказ. Поэтому BPMs распространены в тех отраслях, где типовые решения не подходят по причине большого числа изменений: финансы, страхование, проводной телеком. В других отраслях чаще всего выбор делается в пользу "коробочного решения", в котором для маршрутизации задач может использоваться workflow-движок вместе с другими информационными технологиями.

Если понимать под BPM-решениями способы организации бизнес-процессов, созданных на основе отраслевых knowhow, учитывающих принципы процессного управления и поддерживаемых теми или иными информационными системами, то у таких архитектурных решений большое будущее. И мы чувствуем потребность бизнеса в таких знаниях и решениях.

Если анализировать возможность объединения BPMиECM, то в большинстве проектов данные технологии уже сейчас активно используются совместно. Объединение их в единое решение вероятно, вот только название у новой системы будет уже совершенно другим. Возможно,AdaptiveCaseManagement, а может,оно будет звучать иначе.

страницы: