CNews Forum 2012: государство изучает, банки меняют, ритейл мигрирует

В то время как госсектор занят масштабным проектом по внедрению универсальной информационной карты, банки осваивают мобильные технологии и строят архитектуру будущего, а ритейл перебирается в онлайн и ищет ИТ для сокращения издержек и борьбы с конкурентами. Чего еще не хватает этим секторам, выяснилось в рамках секционных заседаний CNews Forum 2012.

страницы:

Олег Иванов

На вопросы CNews ответил Олег Иванов, первый заместитель генерального директора НПО «Криста».

CNews: До недавнего времени госсектором были востребованы в основном системы сбора информации и формирования отчетности. Изменилась ли ситуация сегодня?

Олег Иванов: Ситуация, несомненно, изменилась. Автоматизация процессов обработки транзакций, сбора информации и формирования отчетности ведется много лет, и в настоящее время находится уже на достаточно высоком уровне. Сейчас такие системы созданы, успешно функционируют, и в основном лишь модернизируются в связи с изменениями законодательства, новыми тенденциями управления или внедрением новых технологий.

В результате функционирования систем сбора информации и формирования отчетности накоплены большие массивы данных, однако эти массивы информации разрознены и не согласованы. Чтобы данные не лежали мертвым грузом и работали на благо госсектора, сейчас активно внедряются системы из категории аналитических, BI (Business Intelligence).

Внедрение аналитических систем в органах исполнительной власти и местного самоуправления позволяет объединить уже накопленные информационные ресурсы, избавить от дублирования, очистить данные и привести к виду, пригодному для анализа и принятия управленческих решений.

Также востребованность аналитических систем объясняется актуальностью принципов «Открытый бюджет», «Открытое правительство»: необходимостью публикации информации в открытом доступе для различных групп пользователей, вовлечения граждан в процесс принятия управленческих решений по социально-экономическим вопросам, публикации данных в машиночитаемых форматах.

Еще одна тенденция  рабочий ритм современного руководителя обязывает иметь значительный объем информации всегда «под рукой»: в любое время и в любом месте. Все большей популярностью пользуются мобильные устройства. Подтверждение этого факта – огромная востребованность мобильного приложения для государственного и муниципального управления «iМониторинг для iPad» (из AppStore приложение установили более 80 тыс. пользователей).

CNews: Насколько востребованы аналитические системы на уровне регионов и муниципалитетов?

Олег Иванов: Аналитические системы, включающие веб-порталы публикации аналитической информации и мобильные решения, сейчас востребованы на всех уровнях власти. Если взять только наш опыт внедрения, то на конец 2012 г. успешно создано более 60 решений (на федеральном уровне власти, на региональном уровне и на уровне муниципалитетов).

Из особенно интересной практики следует отметить открытый информационный ресурс об исполнении госбюджета, реализованный для Федерального казначейства; паспорта федеральных округов, аккумулирующие информацию по всем субъектам округа (УрФО и ЦФО); региональные решения, включающие широчайший спектр направлений финансового и социально-экономического анализа (ЯНАО, ХМАО, Сахалинская область и другие); зарубежный опыт с Европейским институтом оценки брендов (European Brand Institute) по разработке открытого ресурса оценки брендов компаний и городов.

Отдельно стоит отметить удачный опыт единого аналитического решения в Ханты-Мансийском автономном округе, основанного на централизованном хранилище данных, и включающего сегменты для каждого муниципалитета в рамках аналитического портала ХМАО-Югры.

CNews: Существуют ли существенные отличия в требованиях государственных и коммерческих структур к подобным решениям?

Олег Иванов: Коммерческие организации формируют аналитическую отчетность для собственного использования. Государственные структуры обязаны учитывать, что пользователями информации будут руководители региона и муниципалитетов, руководители и сотрудники органов исполнительной и законодательной власти, население, СМИ, коммерческие структуры.

Данные, опубликованные от имени государственных структур на аналитическом портале в сети интернет, становятся официальной информацией. Это накладывает большую ответственность за достоверность и корректность публикуемых данных.

Кроме того, публикуемая информация должна быть понятна столь разным по квалификации и интересам группам пользователей. Это приводит к необходимости различного отображения данных для разных пользователей аналитических порталов: в виде инфографики, краткой информации, диаграмм  для граждан; в виде подробных данных – для специалистов; в мобильном решении – для руководителей.

CNews: Готовы ли госзаказчики к использованию решений по облачной модели?

Олег Иванов: Государственные заказчики уже давно активно используют облачную модель (SaaS, IaaS) в сфере анализа социально-экономического и финансового состояния территории. Использование облачной модели объясняется вполне понятными причинами: экономия средства бюджета на покупке серверного оборудования, программного обеспечения, найме штата ИТ-специалистов, а также обеспечение повсеместного доступа к информации.

Дополнительным преимуществом облачной модели для заказчика является возможность часть работ по наполнению и обработке данных поручить поставщику услуги. Но это же накладывает повышенные требования к организации защиты данных, размещаемых «в облаке».

Еще одной особенностью облачной модели является то, что заказчик в результате такой закупки не получает ни исключительное, ни неисключительное право на программный продукт и создаваемые базы данных, что в какой-то степени создает зависимость от поставщика услуг. На наш взгляд, следует включать в условия контракта предоставление копий базы данных, для того, чтобы после прекращения оказания услуги данные не были потеряны.

Каждый из заказчиков, взвесив достоинства и недостатки облачной модели, выбирает свой вариант работы. Более двадцати клиентов пользуются нашими услугами в режиме SaaS, причем некоторые уже более пяти лет.

Облачная модель позволяет нам, как современной ИТ-компании, оперативно реагировать на постоянно меняющиеся потребности клиентов и быстро развиваться в соответствии с новыми требованиями.

страницы: